Мостотрест: Литейный мост чудом избежал обрушения

Электрическая коррозия основательно «подъела» стальные конструкции Литейного моста. Еще чуть-чуть, и могла бы повториться история, случившаяся в 1982 году, когда металлический пролет моста Александра Невского весом 500 тонн обрушился в реку. О том, что металлу требуется срочное «лечение», специалисты «Мостотреста» узнали во время покрасочных работ: сняв старый слой краски, они обнаружили «разъеденные» конструкции. Степень истончения металла оказалась более 10%.

Специалисты незамедлительно приступили к ремонтным работам (последний раз Литейный мост ремонтировали в 1966 году), и все же разводку мостов для прохода судов по Неве, а значит, и начало навигации пришлось задержать. Согласно правилам, навигация должна открываться 10 апреля, в этом году это произойдет 20—23-го числа.

По словам директора ГУП «Мостотрест» Юрия Петрова, его ведомство попытается компенсировать эту задержку, обеспечивая судам режим особого благоприятствования. Существующий сегодня график разводки мостов позволяет за навигацию пропускать 7,2 тыс. судов общим грузооборотом 11 млн. тонн.

Мосты не любят ни соли, ни трамваев

Трамвай оказывается главным виновником разрушения мостов. Электрический ток, проходя через трамвайные рельсы, приводит к «выносу электронов» из металлических конструкций моста, тем самым вызывая коррозию. Скорость разрушения металла от электрокоррозии — 1,5 мм в год. Причем процесс этот невидим для глаз, так как скрыт под слоем краски.

Другим, не менее опасным разрушителем мостов г-н Петров назвал солевые растворы, которые применяются у нас для борьбы с гололедом. Так что средство, которым коммунальщики посыпают зимой дороги, вредно не только для шин и обуви, но и для стальных конструкций. Их использование сокращает срок службы мостов на 25—30%.

Как утверждает Юрий Петров, если не предпринять решительных мер, то через 5 лет нечего будет разводить, а объем капремонта возрастет в 2—3 раза.

По мнению специалистов, необходимо менять старые трамвайные пути на новые технологические разработки, такие, как на Троицком мосту. Второй действенной мерой может стать отказ от традиционного солевого раствора и применение более щадящих средств. ГУП «Мостотрест» уже обратилось в городской Комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговле с просьбой заказать разработку новых антигололедных материалов.

Въезд ограничен

Из 638 объектов, находящихся в ведении «Мостотреста», 53 сооружения уже давно отслужили свой срок (100 лет) и требуют капитального ремонта. На 24 объектах действуют серьезные ограничения по грузоподъемности.

Например, мост Лейтенанта Шмидта работает сегодня «за пределами расчетного режима». Мостовые опоры, построенные полтора века назад, растрескались, сварные швы лопаются, сильные деформации разводных пролетов приводят к обрывам крепежных болтов. Начало реконструкции моста намечено на 2006 год. В текущем году необходимо завершить ремонтные работы на Дворцовом мосту. Кроме того, в реконструкции нуждаются Тучков и Биржевой мосты. Вызывает опасения у специалистов и состояние Володарского моста.

В ведении «Мостотреста» находятся не только мосты, но и путепроводы, транспортные и пешеходные тоннели, водопропускные сооружения, 12 плотин и 158 км набережных.

Автомобиль, летящий над мостом

Из 300 разводных мостов Европы 23 находятся в Петербурге (три новых — в Стрельне). Кстати, разводные мосты породили явление, характерное только для северной столицы, — автомобили, перепрыгивающие через начинающий подниматься мост. В 1993 году при разводке петербургских мостов произошло две аварии с участием автомобилистов, в 1999-м — пять случаев, в 2000-м — один, в 2003-м — четыре. Многие случаи закончились для водителей и их пассажиров трагически — ведь скорость разводки моста составляет 8 метров за 10 секунд.

Чтобы как-то охладить горячие головы, в 2004 году городской парламент принял дополнение к закону о благоустройстве и об ответственности граждан при нарушении правил разводки мостов. Штраф за нарушение правил прохода и проезда по разводному мосту составляет теперь от 10 до 50 МРОТов. В настоящее время готовится новая редакция правил, которая будет применяться уже в нынешнем году.

Занимаясь ремонтом и реконструкцией петербургских мостов, специалистам всегда приходится помнить еще об одной их особенности — исторической и культурной ценности. Два моста — Аничков и Белинского — целиком являются памятниками архитектуры. У других гидротехнических сооружений под охраной находятся те или иные элементы оформления, декора, а иногда и сам приводной механизм, как у Дворцового моста. Всего под закон об охране памятников подпадают 87 сооружений и 100 км набережных.

Деньги, деньги и еще раз деньги

Одна из главных проблем в вопросах текущего содержания гидротехнических сооружений, по мнению главы «Мостотреста», — недостаточное бюджетное финансирование. «В 2004 году нам выделили 560 миллионов, в 2005-м — 561 миллион», — сообщил Юрий Петров на пресс-конференции. По его словам, уже разработаны нормативы на содержание мостового хозяйства, но выделяемые исходя из них средства — это лишь 15% от необходимых сумм. Нормативы одобрило экономическое ведомство, но в Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству (к которому приписан «Мосто-трест») и на правительстве города они не обсуждались.

Само же государственное унитарное предприятие «Мостотрест», по признанию его руководителя, работает рентабельно, несмотря на сокращение доходной базы. Так как арендодателем мостов стал КУГИ, с марта этого года предприятие перестало получать доход от использования сооружений. Зато развиваются три других источника: это оказание транспортных услуг, проведение экспертизы проектно-технической документации по гидротехническим сооружениям и выдача разрешений на провоз ненормативных грузов.

Будущее же ГУП «Мостотрест» покрыто мраком. В том смысле, что неясно, будет ли предприятие акционироваться, и если будет, то когда. По мнению Юрия Петрова, к акционированию «Мостотреста» надо подходить очень осторожно, не забывая, что работа предприятия тесно связана с безопасностью города — днем и обеспечением судоходства — ночью. «Ночью мы выполняем федеральные функции, а днем — городские», — заметил он.

Наталья Соколова

Письмо в редакцию: Надвигается жилищно-коммунальное цунами  »
Юридические статьи »
Читайте также