Доверительный управляющий, имеющий в доверительном управлении имущество , осуществил затраты, связанные с выполнением работ по обустройству территории, на которой находится рынок, в частности асфальтирование и озеленение. Земельный участок, занятый рынком, арендуется учредителем управления. Вправе ли доверительный управляющий включить указанные затраты в расходы или они покрываются за счет чистой прибыли?

Согласно п.п.2 и 3 ст.276 НК РФ невозмещаемые расходы, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом, признаются внереализационными расходами доверительного управляющего.
В соответствии с п.1 ст.1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Таким образом, объектом доверительного управления является определенное имущество (в данном случае - места на рынке). Именно в отношении этого имущества управляющий вправе совершать любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя (п.2 ст.1012 ГК РФ).
Обустройство территории осуществлено в интересах выгодоприобретателя, поскольку повышает привлекательность рынка, однако работы выполнены не в отношении имущества, являющегося объектом доверительного управления, а в отношении территории (земельного участка), не входящей в указанный имущественный комплекс. То, что земельный участок не входит в имущество, являющееся объектом доверительного управления, подтверждается положениями ст.1014 ГК РФ: учредителем доверительного управления является собственник имущества. В данном случае учредитель правления является арендатором земельного участка.
Таким образом, у налоговых органов будут веские основания для непризнания затрат доверительного управляющего его внереализационными расходами. Источником покрытия указанных затрат в этом случае будет чистая прибыль.
В то же время включение в договор доверительного управления условий, касающихся обязанности управляющего обустроить территорию рынка, особенно если такие работы выполняются в силу нормативного акта муниципального образования, на территории которого находится рынок, увеличило бы шансы управляющего на принятие указанных расходов в целях налогообложения прибыли. Так, в соответствии с п.1 ст.1020 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении указанного имущества. Одним из таких правомочий является право пользования (владения). Доверительный управляющий пользуется указанным имуществом и земельным участком, на котором оно расположено, и в этом смысле статус учредительного управляющего в отношении земельного участка аналогичен статусу арендатора. А по признанию налоговых органов расходы на благоустройство, озеленение и поддержание санитарного содержания арендуемого земельного участка, используемого арендатором при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли при соблюдении требований, установленных п.1 ст.252 НК РФ.
Представляется, что подобные расходы в будущем целесообразно осуществлять за счет учредителя управления. Как арендатор земельного участка, несущий расходы по обустройству арендованной территории на основании предписания муниципальных органов власти, он при определении собственной налоговой базы по налогу на прибыль организаций вправе отнести указанные затраты на расходы.
С.Ларин
ООО "КОСМОС-АУДИТ"
Подписано в печать
07.07.2004
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 28

В каком порядке производится обложение земельным налогом организаций железнодорожного транспорта при передаче ими в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, находящихся в полосе отвода железной дороги?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также