Достаточно ли для документального подтверждения транспортных услуг, оказанных наемной организацией-перевозчиком при доставке товара покупателям, следующих документов: накладной ТОРГ-12, отрывного талона путевого листа 4-П организации - владельца автотранспорта, акта сдачи-приемки оказанных услуг?

В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Постановление N 78) путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.
Постановлением N 78 утверждена товарно-транспортная накладная, предназначенная для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается у грузоотправителя, второй предназначен для грузополучателя, третий экземпляр прилагается к счету за перевозку и служит основанием для расчета с грузоотправителем, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Таким образом, перечисленные в запросе документы (накладная по форме ТОРГ-12, отрывной талон путевого листа 4-П, акт сдачи-приемки оказанных услуг) по формальным признакам являются достаточными для подтверждения факта оказания транспортной услуги, однако документальным подтверждением экономической связи оказанной транспортной услуги (перевозки груза) и определенной партии товара служить не могут.
В соответствии с п.1 ст.9 Закона от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными документами. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
В соответствии со ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Поэтому для признания в бухгалтерском и налоговом учете затрат по доставке товара покупателю организация, по нашему мнению, должна иметь товарно-транспортную накладную установленной Постановлением N 78 формы (форма 1-Т).
Консультационный отдел МКПЦН
Подписано в печать
30.06.2004
"Аудит и налогообложение", 2004, N 7

Предприятие продает товар. В накладной и в счете-фактуре неверно указывает количество товара. Покупатель исправляет накладную и возвращает ее поставщику. Кто имеет право исправлять записи в накладной? Возможно ли оставить исправленную накладную как первичный документ? Что делать со счетом-фактурой?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также