Как добиться возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость ? Облегчит ли эту задачу введение счетов-фактур по НДС?

Порядок возмещения НДС детально расписан в Налоговом кодексе Российской Федерации. В частности, ст.ст.164, 165, 171, 172 НК РФ содержат исчерпывающий перечень условий, выполнив которые, налогоплательщик вправе применить нулевую ставку по НДС и требовать возмещения из бюджета уплаченной им суммы налога.
Отказ налогового органа возместить НДС может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган и в суд. Порядок подачи жалобы на отказ налоговой инспекции возместить уплаченный налог регулируется ст.138 НК РФ. При этом следует иметь в виду, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права налогоплательщика на одновременную или последующую подачу в суд заявления с требованием:
1) признать недействительным решение налоговой инспекции об отказе в возмещении сумм НДС по экспортным операциям;
2) признать недействительными действия налогового органа, заключающиеся в отказе возместить организации-экспортеру НДС.
При рассмотрении заявления в суде на налоговый орган в соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ возложена обязанность доказать правомерность отказа возместить предприятию-экспортеру НДС как в случае подачи заявления об обжаловании решения налоговой инспекции, так и в случае оспаривания действий (бездействия) налогового органа (или его должностного лица).
Однако нередко даже в случае вынесения судом решения в пользу организации-экспортера налоговые органы отказываются исполнить судебное решение. При этом отказ от исполнения судебного решения чаще всего мотивируется отсутствием в решении прямого указания налоговому органу произвести возврат сумм НДС или подачей апелляционной жалобы на решение суда.
Между тем оба эти довода не основаны на действующем законодательстве.
Статья 16 АПК РФ предписывает обязательность исполнения в полном объеме вступившего в законную силу судебного акта всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами.
Таким образом, если суд пришел к выводу о незаконности отказа возместить НДС, налоговый орган обязан возвратить организации сумму НДС независимо от того, имеется ли об этом прямое указание в резолютивной части решения суда или нет.
Принцип незамедлительного исполнения решений арбитражного суда по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закреплен в ч.7 ст.201 АПК РФ. Эти требования законодательства в полной мере распространяются на налоговые органы и их должностных лиц.
Следует отметить, что указание о незамедлительном исполнении вступившего в законную силу судебного акта содержится в Письме Управления МНС России по г. Москве от 15.04.2002 N 11-15/17062 "Обзор результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) должностных лиц".
Если же требования закона продолжают игнорироваться налоговыми органами, налогоплательщик вправе за защитой своих интересов обратиться в органы прокуратуры.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2003) на органы прокуратуры возложен надзор за исполнением законов государственными органами и должностными лицами. В силу этих полномочий прокурор обязан проверить законность решений, принятых налоговыми органами, и в случае выявления нарушений принять меры прокурорского реагирования.
Как показывает практика, такой способ защиты прав, связанных с возмещением НДС, достаточно эффективен.
По поводу целесообразности введения системы НДС-счетов специалисты не едины во мнении.
В частности, руководитель Департамента налоговой политики МНС России Т.А. Карасева считает, что введение НДС-счетов позволит решить проблему, связанную с возмещением НДС по экспорту. Уведомительный порядок возмещения налога при экспорте, который будет действовать с введением НДС-счетов, даст возможность экспортеру получать вычет так же, как предприятию, работающему внутри страны.
Экспортерам придется заполнять одну декларацию по внутренним оборотам и по экспорту. Перечень документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки налога, остается прежним. Эти документы будут оставаться у налогоплательщика. Предоставление их в налоговую инспекцию будет необходимо только в случае, если инспекция сочтет нужным удостовериться, что экспортер правильно указал в декларации сумму вычета.
Президент Палаты налоговых консультантов Д. Черник считает, что НДС-счета вводятся с целью улучшения налогового контроля. По его мнению, предлагаемые меры помогут в борьбе с недобросовестными экспортерами, но приведут к отвлечению средств организаций, так как деньги будут "заморожены" на счетах.
Однако судить об эффективности и полезности системы НДС-счетов, которую предполагается ввести с 2006 г., позволит лишь практика ее применения.
Н.Сеславина
Главный специалист
Фонда "Правовые технологии XXI века"
Подписано в печать
23.06.2004
"Современное право", 2004, N 6

Имеет ли право бухгалтер покупателя оформлять за поставщика приходный кассовый ордер, счет-фактуру, накладную? Оформленные документы поставщик проверяет и удостоверяет своей подписью и печатью. Если это является нарушением, то какими статьями Налогового и Уголовного кодексов РФ за это предусмотрена ответственность?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также