...Муниципальное учреждение здравоохранения оказывает медицинские услуги по ОМС согласно договору, заключенному с ФОМС в качестве страховой медицинской организации. Каков источник денежных средств, поступающих данному учреждению в оплату оказанной в рамках территориальной программы ОМС медицинской помощи? Распространяется ли на муниципальные учреждения действие Указа Президента РФ n 305?

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС) создаются для реализации государственной политики в области ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст.13 БК РФ государственный внебюджетный фонд, в данном случае ФФОМС и ТФОМС, - это фонд денежных средств, который образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Финансовые средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, других фондов и изъятию не подлежат (ст.143 БК РФ).
Денежные средства, поступающие муниципальному учреждению здравоохранения в оплату оказанной в рамках территориальной программы ОМС медицинской помощи, являются государственными финансовыми средствами на ОМС, которые аккумулируются в ФФОМС и ТФОМС и расходуются ими, в частности, на обеспечение прав граждан в системе ОМС, предусмотренных законодательством РФ.
Приобретение товаров (работ, услуг) для оказания медицинской помощи населению, гарантируемой государством согласно Конституции РФ, соответствует определению государственных нужд ст.525 ГК РФ.
На муниципальное медицинское учреждение, функционирующее в системе ОМС и получающее государственные финансовые средства на ОМС, распространяется действие нормативных актов, регулирующих расходы таких средств.
Согласно ст.72 БК РФ государственный или муниципальный контракт заключается соответственно органом государственной власти или местного самоуправления.
В вашем случае Положением об организации и проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в системе здравоохранения автономного округа, утв. Постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 22.12.1999 N 520, государственным заказчиком определено окружное территориальное медицинское управление администрации ХМАО.
Бюджетные учреждения могут быть государственными (муниципальными) заказчиками только в случае передачи им органами исполнительной власти указанных функций по договору.
Контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан путем проведения ревизий и целевых проверок, - одна из задач ТФОМС.
Упомянутый в вопросе Указ Президента РФ от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", а также Инструкция "О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утв. Приказом ФФОМС от 17.12.1998 N 100, - основные документы, регламентирующие порядок проведения ТФОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС.
Целью документальной проверки наряду с использованием финансовых средств ОМС медицинскими учреждениями является проверка заключений тендерных комиссий при закупках продуктов питания, медикаментов и перевязочных материалов, мягкого инвентаря, медицинского оборудования за счет средств ОМС.
Проверяя обоснованность цен при закупке продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря и медицинского оборудования, ТФОМС изучает документы, подтверждающие проведение конкурсов на закупку указанной продукции. При отсутствии таких документов выборочно проводится сравнение стоимости указанной продукции со среднерыночными ценами. В случае значительных расхождений инструкцией предусмотрена необходимость запроса у руководителя медицинского учреждения объяснительной записки о причинах произведенных закупок по завышенным ценам.
Все споры по медицинскому страхованию разрешаются в судебном порядке, установленном законодательством РФ (ст.26 Закона от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп.)). Поэтому если медицинское учреждение считает, что его права в части использования средств, полученных в уплату оказанных лечебно-профилактических услуг, нарушены, то оно может обратиться в суд.
И.В.Алексеева
Эксперт
журнала "Консультант"
Подписано в печать
17.06.2004
"Консультант", 2004, N 13

Обязана ли организация для отнесения расходов на рекламу к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, иметь не только подписанный акт выполненных работ, но и сам журнал-каталог, в котором эта реклама размещена?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также