Каким образом при отсутствии первичных документов на отпуск газа населению без счетчиков газораспределительные организации должны определять величину дохода от реализации для целей налогообложения прибыли?

Статьей 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 (в ред. от 06.05.2003 N 52-ФЗ) "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Согласно п.2.9 Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго России 14.10.1996 (далее - Правила), учет количества газа, реализуемого населению, производится по приборам учета газа или на основании норм расхода газа (на приготовление пищи, горячей воды и отопления, при наличии систем местного отопления). Нормы расхода газа на одного человека и единицу отапливаемой площади, а также нормы расхода газа на содержание скота в личном подсобном хозяйстве разрабатываются и определяются газораспределительными организациями (далее ГРО) в установленном порядке. Пунктом 2.10 Правил определено, что право утверждать нормы расхода газа предоставляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 N 719 "О порядке установления норм потребления сетевого газа, используемого населением для отопления жилых помещений от газовых приборов". При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пп.3.1.3 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету газа в газораспределительных организациях от 01.04.2001 N РД 153-39.0-071-01, утвержденных Приказом Минэнерго России от 04.04.2001 N 100 (далее - Методические рекомендации), хозяйственные операции, связанные с подачей газа населению, не имеющему приборов учета газа, оформляются Актом подачи-отбора газа по форме N 4-ГР (далее - Акт).
Названный Акт может являться внутренним первичным документом газораспределительной организации, подтверждающим объем поданного газа. Согласно Методическим рекомендациям данные об объемах потребленного газа приводятся в Акте по двум графам "По норме" и "Фактически". Фактически потребленные объемы газа определяются в соответствии с действующими нормативными документами, а при их отсутствии согласно порядку, утверждаемому руководителем ГРО. В связи с изложенным доходы ГРО от реализации газа населению, не имеющему приборов учета газа, для целей налогообложения прибыли должны исчисляться исходя из фактически отпущенных указанной категории потребителей объемов газа, определяемых в соответствии с порядком, утвержденным руководителем ГРО.
Также следует иметь в виду, что для целей налогообложения прибыли могут быть учтены технологические потери газа, обусловленные особенностями процесса его сетевой транспортировки до потребителей, которые должны быть обоснованы и документально подтверждены. Указанные расходы должны соответствовать критериям, установленным п.1 ст.252 НК РФ.
Таким образом, объемы газа, отпущенные ГРО указанной категории потребителей, но не оплаченные ими на отчетную дату, в частности, в силу того, что количество фактически потребленного газа превышает количество газа, учитываемого по нормам расхода газа, утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением N 719, должны отражаться у организаций в составе дебиторской задолженности наряду с не оплаченными потребителями объемами газа, учитываемыми по нормам. Согласно п.2 ст.265 НК РФ в случае признания дебиторской задолженности по указанным объемам газа безнадежным долгом (п.2 ст.266 НК РФ) она может быть включена в налоговую базу по налогу на прибыль в составе убытков, приравниваемых к внереализационным расходам.
О.Светлова
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
09.06.2004
"Финансовая газета", 2004, N 24

На момент перехода предпринимателя на УСН остаточная стоимость основных средств не превышала 100 млн руб. В настоящее время планируется приобретение дорогостоящих основных средств. Должен ли индивидуальный предприниматель вести учет основных средств и начислять по ним амортизацию для соблюдения указанного лимита?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также