Наша компания предлагает клиентам принять участие в программе, суть которой заключается в следующем. Мы отгружаем товар по "специальным" ценам участникам программы, а по итогам определенного периода они обращаются в компанию за бонусом - туристической путевкой. Можно ли рассматривать такую операцию как предоставление скидки?

В законодательстве РФ нет определения скидки, но в соответствии с обычаями делового оборота под скидкой принято понимать уменьшение продавцом ранее заявленной стоимости товара.
Согласно п.4 ст.421 и ст.424 ГК РФ продавец товара свободен при определении цены на него, за исключением случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Таким образом, устанавливая цену на товар, продавец может предусмотреть скидки. Следует отметить, что в зависимости от условий предоставления скидки покупателю она может рассматриваться как согласование новой цены договора или как изменение цены после заключения договора. Напомним, что в соответствии со ст.424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
По условиям рассматриваемой программы товар реализуется ее участникам по фиксированной цене, а система начисления бонусов не предусматривает перерасчета цены по поставленному товару.
Более того, программой предусмотрено, что клиенты-участники должны по итогам определенного периода обратиться в компанию за бонусом. То есть у компании нет обязательств по выдаче (выплате) бонуса перед клиентом-участником до момента его обращения.
Подобное условие невозможно при обязательстве продавца о предоставлении скидки. Она должна быть предоставлена согласно условиям договора. Предоставляя скидку, продавец фактически предлагает покупателю выполнить определенные условия и воспользоваться скидкой, а покупатель соглашается и использует (либо не использует) эту возможность. То есть при предоставлении скидки стороны договора договариваются о новой цене товара, что выражается в их волеизъявлении.
Следовательно, предусмотренные данной программой бонусы нельзя рассматривать как скидку. Сумму бонуса, начисляемую участнику программы, можно квалифицировать как подарок (безвозмездную передачу имущества). Согласно п.4 ст.575 ГК РФ дарение между коммерческими организациями запрещено, но на практике такие ситуации встречаются.
Обратите внимание: при безвозмездной передаче имущества (товара) у обеих сторон сделки - как у продавца, так и у покупателя - возникают негативные налоговые последствия.
В соответствии с п.1 ст.146 НК РФ у продавца появляется обязанность заплатить НДС со стоимости безвозмездно переданной путевки. В налоговом учете продавца стоимость безвозмездно переданного имущества не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (п.16 ст.270 НК РФ).
В налоговом учете покупателя стоимость полученной туристической путевки нужно отразить в составе внереализационных доходов и учесть при налогообложении прибыли. Основание - п.8 ст.250 Кодекса.
Специалисты
Международного консультативно-правового
центра по налогообложению (МКПЦН)
Подписано в печать
08.06.2004
"Российский налоговый курьер", 2004, N 12

Организация является генподрядчиком, учетная политика - "по оплате". 25 января 2004 г. по нашей просьбе заказчик перечислил субподрядчику аванс в счет предстоящих работ. Акт сдачи-приемки строительных работ с субподрядчиком подписан 20 февраля, а с заказчиком - 10 марта. В какой момент мы должны определить налоговую базу и уплатить НДС в бюджет?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также