...Российская фирма оказала услуги белорусскому предприятию. При окончательном расчете белорусское предприятие удержало налог по ставке 15%, ссылаясь на требование своего налогового органа. Удержание налога изначально не было оговорено в договоре. Можем ли мы на основании ст.311 НК РФ при определении налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, вычесть сумму налога, удержанного в Белоруссии?

Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами (п.1 ст.311 НК РФ).
Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в России.
Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации.
В частности, в случае удержания налогов в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором требуется подтверждение налогового агента.
В то же время если международным договором РФ установлены иные налоговые правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (ст.7 НК РФ).
Между Правительством РФ и Правительством РБ как раз заключено Соглашение от 21 апреля 1995 г. "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество" (далее - Соглашение).
Согласно п.1 ст.7 Соглашения прибыль российского предприятия может облагаться налогом только в России, если такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь через находящееся там постоянное представительство. Если же такая деятельность осуществляется, то его прибыль может облагаться налогом в Белоруссии, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству (порядок расчета этой части описан в п.п.2 - 4 ст.7 Соглашения).
Метод устранения двойного налогообложения описан в ст.20 Соглашения. Применительно к рассматриваемой ситуации он заключается в следующем. Если российское предприятие получает доход в Белоруссии, который в соответствии с положениями настоящего Соглашения может облагаться налогом в РБ, то сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в Белоруссии, может вычитаться из суммы налога, взимаемого с российского предприятия в связи с таким доходом в России. Сумма вычета, однако, не будет превышать сумму налога на такой доход, рассчитанную в соответствии с российским налоговым законодательством.
Из вопроса можно понять, что у российской фирмы постоянного представительства в Республике Беларусь не было. Следовательно, исходя из смысла ст.7 Соглашения доход российского лица от белорусского предприятия не может облагаться налогом в Белоруссии в соответствии с положениями настоящего Соглашения. Поэтому не может применяться и вычет, предусмотренный ст.20 Соглашения. Аналогичная точка зрения изложена в Письме УМНС России по г. Москве от 2 июля 2003 г. N 26-12/36037.
Удержав с российской фирмы налог на доход по ставке 15%, белорусское предприятие нарушило ст.7 Соглашения и обрекло своего российского партнера на двойное налогообложение. Чтобы выйти из данной ситуации, необходимо предпринять следующие действия.
Во-первых, российская фирма может обратиться в компетентный орган Республики Беларусь (Государственный налоговый комитет РБ) с целью возврата налога, удержанного в соответствии с внутренним законодательством РБ в нарушение ст.7 Соглашения.
Во-вторых, можно воспользоваться ст.22 Соглашения "Взаимосогласительная процедура". В п.1 указанной статьи говорится следующее: "Если лицо с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве считает, что действия одного или обоих Договаривающихся Государств приводят или приведут к налогообложению его не в соответствии с настоящим Соглашением, оно может, независимо от средств защиты, предусмотренных внутренним законодательством этих Государств, представить свое заявление компетентному органу того Государства, лицом с постоянным местопребыванием в котором оно является...".
Таким образом, параллельно с обращением в компетентный орган РБ можно обратиться с заявлением в Министерство финансов РФ с целью осуществления взаимосогласительной процедуры на основании ст.22 Соглашения. При этом нужно представить все документы, обосновывающие правильность вашей позиции. Такое заявление должно быть представлено в течение трех лет с момента первого уведомления о действии, приводящем к налогообложению, не соответствующему положениям Соглашения.
И.Макалкин
Ведущий эксперт "БП"
Подписано в печать
03.06.2004
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 22

Наша организация заключила договор с белорусским поставщиком. По условиям договора поставщик закупает лом черных металлов, а мы его вывозим со склада фирмы собственным транспортом. Насколько мы знаем, таможенного оформления при вывозе из Республики Беларусь не будет. Не могут ли возникнуть какие-либо другие проблемы при выезде из Белоруссии?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также