...Недавно опубликовано Письмо Минфина России от 31.03.2004 n 04-03-11/52 о необходимости начислять НДС на подарки, передаваемые в рекламных целях. Мы раздаем рекламную продукцию на выставках, массовых гуляньях в городе. Данные расходы учитываются как рекламные в пределах 1% от выручки. Необходимо ли нам начислять НДС и как поступать с входным НДС, если расходы превышают 1% от выручки?

Однозначные ответы на ваши вопросы дать сложно. Мы уже прокомментировали Письмо Минфина, на которое вы ссылаетесь, в "УНП" N 19, 2004, с. 5 (Письмо опубликовано в Приложении "Официальные документы" N 19, 2004).
Дело в том, что на сегодня есть судебная практика, подтверждающая отсутствие объекта обложения НДС только в случае передачи подарков тем, кто уже приобрел у организации товар (например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.08.2003 по делу N КА-А40/5796-03П).
У вас же несколько иная ситуация. Вы бесплатно раздаете рекламную продукцию потенциальным покупателям. Безвозмездная передача товаров является объектом обложения НДС (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ). На практике налоговики, как и Минфин России, к сожалению, не принимают во внимание тот факт, что раздача подарков происходит в рамках рекламной кампании и по логике данные расходы относятся к расходам на рекламу, как, скажем, реклама на телевидении. Ведь потенциальные покупатели могут бесплатно узнать о продукции компании, то есть им бесплатно предоставляется информационная услуга. Почему бы и здесь не начислить НДС? Поэтому вам нужно самим решить: начислять или нет НДС на стоимость передаваемой рекламной продукции. А в споре с налоговиками можете еще сослаться на Письмо МНС России от 02.07.2001 N 01-4-03/858-Т245. К сожалению, текста этого документа нет в открытом доступе. Известно лишь его содержание: "в связи с тем, что стоимость рекламных материалов, сувениров, образцов выпускаемой продукции, стоимость призов и т.д. относится на издержки производства и обращения как расходы по рекламе, обороты по передаче во время проведения массовых рекламных кампаний не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость". Источник - Письмо Управления МНС России по г. Москве от 31.07.2001 N 02-14/35611.
Нужно сказать, что вопрос зачета НДС по нормируемым расходам на рекламу столь же непрост. Пункт 7 ст.171 НК РФ устанавливает, что, если расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем нормам.
Налоговики этот пункт применяют и к расходам на рекламу, забывая один очень важный момент. Дело в том, что в этом же п.7 ст.171 НК РФ говорится лишь о командировочных и представительских расходах. В связи с этим ряд специалистов делают вывод, что и ограничение вычета по НДС относится лишь к этим расходам (см. "УНП" N 15, 2003, с. 16). Но опять же, поступив так, вам придется спорить с налоговиками. Если не хотите спорить, то зачитывайте только ту сумму НДС, которая относится к расходам, учитываемым для налога на прибыль.
Если вы решили не начислять НДС на стоимость рекламной продукции, то входной налог вы все равно вправе принять к вычету, если рекламируется продукция, облагаемая НДС. Ведь товары были приобретены для осуществления операций, являющихся объектом обложения НДС (пп.1 п.2 ст.171 НК РФ).
Л.Н.Усольцева
Эксперт "УНП"
Подписано в печать
31.05.2004
"Учет. Налоги. Право", 2004, N 21

В накладной и в счете-фактуре неверно указано количество товара. Кто имеет право исправлять запись в накладной? Что делать со счетом-фактурой?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также