Имеет ли право налоговый орган проводить камеральную проверку по истечении трехмесячного срока со дня представления декларации?

Статьей 88 НК РФ предусмотрено проведение налоговыми органами камеральных проверок налоговых деклараций организаций в течение трех месяцев со дня их представления.
Однако согласно п.9 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного ст.88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного п.3 ст.48 НК РФ.
Согласно абз.2 ст.88 НК РФ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Далее в данном пункте упомянутого выше Обзора указано, что, применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
При этом отмечено, что в соответствии с п.3 ст.48 НК РФ шестимесячный срок, предусмотренный для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В то же время для анализа исчисления сроков исковой давности по обращению в суд налогового органа для взыскания налога и пеней, начисленных по результатам налоговой проверки (в том числе по результатам камеральной проверки, проведенной за пределами трехмесячного срока со дня представления налоговой декларации) ВАС РФ указал, что, поскольку ст.88 НК РФ не предусмотрен специальный срок для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки и, следовательно, требование об уплате налога и пеней по смыслу ст.70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Исходя из этого, шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд о взыскании начисленных налогов и пеней, являющийся с точки зрения ВАС РФ пресекательным, следует исчислять начиная со дня истечения срока, определенного в требовании для добровольной уплаты налога и пеней, которое выставляется в десятидневный срок после окончания трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Таким образом, из содержания п.9 указанного Обзора ВАС РФ следует, что, если налоговый орган вынесет решение по результатам камеральной проверки по истечении девяти месяцев и десяти дней со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, он не успеет подать исковое заявление в срок, установленный п.3 ст.48 НК РФ для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, образовавшейся в связи с принятием данного решения.
Что касается взыскания штрафных санкций, которые могут быть наложены налоговым органом решением по результатам камеральной налоговой проверки, то согласно п.1 ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
При этом в п.9 названного выше Обзора ВАС РФ указано на то, что, поскольку ст.88 НК РФ специальный срок для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки не предусмотрен, такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки, т.е. в пределах трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Таким образом, срок для обращения налогового органа в суд о взыскании штрафных санкций по результатам камеральной проверки истечет раньше срока, установленного для обращения налогового органа в суд о взыскании налога и пени, поскольку он не может быть увеличен на десять дней, которые определены ст.70 НК РФ для выставления налогоплательщику требования об уплате налога и пеней, вынесенного в решении о проведении налоговой проверки.
Следовательно, проведение камеральной налоговой проверки и вынесение по ней решения становится бессмысленным после пропуска срока обращения в арбитражный суд о взыскании сумм, доначисленных по результатам данной камеральной проверки.
М.Н.Михайлов
Отдел контрольной работы
Управления МНС России
по Московской области
Подписано в печать
13.05.2004
"Налоговые известия Московского региона", 2004, N 5

Обязана ли налоговая инспекция информировать налогоплательщика о выявленном в налоговой декларации занижении налога с целью своевременного уточнения данных без применения штрафных санкций?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также