Какова ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники?

В соответствии с п.1 ст.7 Закона о ККТ налоговые органы налагают на организации и индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования Закона, штрафы в случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно ст.14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли или в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.
Означает ли данная норма КоАП РФ, что за иные правонарушения, связанные с применением контрольно-кассовых машин, ответственность не предусмотрена? Что считать неприменением контрольно-кассовых машин? Ответы на эти вопросы содержатся в Постановлении ВАС РФ N 16.
Согласно п.1 Постановления при толковании ст.14.5 КоАП РФ судам необходимо исходить из того, что указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов). В целях соблюдения этого порядка организацией и индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Закона, а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством РФ на основании п.1 ст.4 Закона о ККТ.
С учетом изложенного под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:
- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
- использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст.ст.4 и 5 Закона о ККТ);
- использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено п.1 ст.3 Закона о ККТ). На основании п.5 ст.3 Закона о ККТ в случае исключения из названного Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовых машин их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации;
- использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст.4 Закона о ККТ);
- использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст.ст.4 и 5 Закона о ККТ является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению);
- пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы менее уплаченной покупателем (клиентом).
Согласно п.2 Постановления ВАС РФ N 16 не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины организации и индивидуальные предприниматели, применяющие при осуществлении наличных расчетов вместо контрольно-кассовой машины иные указанные в Законе о ККТ виды контрольно-кассовой техники (электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы).
Организациям и индивидуальным предпринимателям, торгующим алкогольной и спиртосодержащей продукцией, следует иметь в виду, что неприменение контрольно-кассовых машин при продаже гражданам указанной продукции влечет применение ответственности, предусмотренной ст.14.5 КоАП РФ, а не ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (п.6 Постановления ВАС РФ N 16). (Часть 3 ст.14.16 предусматривает ответственность в виде административного штрафа в том же размере, что и ст.14.5, но с возможностью конфискации алкогольной и спиртосодержащей продукции.)
Пунктом 7 Постановления ВАС РФ N 16 установлено, что индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную для должностных лиц.
В соответствии с п.8 Постановления ВАС РФ N 16 при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности суды должны руководствоваться общим правилом, закрепленным в ст.4.5 КоАП РФ, в соответствии с которым постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения контрольно-кассовой машины не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения.
М.М.Иноземцева
Эксперт журнала
"Современный бухучет"
Подписано в печать
26.04.2004
"Современный бухучет", 2004, N 5

Может ли организация при отсутствии счета-фактуры принять к вычету уплаченный поставщику налог на добавленную стоимость на основании контрольно-кассового чека?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также