Организация приобрела здание в собственность. В настоящее время помещения сдаются в аренду. Организация разработала Проект лимитов размещения отходов, который находится в стадии согласования. Какая отчетность по загрязнению окружающей среды и в какие контролирующие органы должна представляться после утверждения вышеуказанного Проекта? Как рассчитать экологические платежи и какова периодичность их уплаты?

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее - Постановление N 344).
Размер платежей за загрязнение окружающей среды зависит от наименования загрязняющих веществ, от того, куда производится их сброс - в атмосферный воздух либо в поверхностные и подземные воды, а также от объемов выбросов.
Порядок определения массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду, установлен Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды России 26.01.1993 (в ред. Приказа Госкомэкологии России от 15.02.2000 N 77).
В зависимости от массы выбросы (сбросы) загрязняющих веществ подразделяется:
- на предельно допустимые выбросы, сбросы (ПДВ и ПДС);
- временно согласованные выбросы, сбросы (ВСВ и ВСС) или лимиты, устанавливаемые на период достижения ПДВ и ПДС;
- сверхлимитные выбросы (сбросы) (превышение нормативных (при отсутствии утвержденных ВСВ, ВСС или лимитов) или временно согласованных (лимитных) выбросов (сбросов)).
Специальные коэффициенты к базовым нормативам, зависящие от экологического состояния атмосферного воздуха и почвы экономических районов, устанавливаются согласно Приложению N 2 к Постановлению N 344. При выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов применяется дополнительный коэффициент 1,2.
Для расчета платы за загрязнение окружающей среды необходимо объем выбросов (в тоннах) умножить на базовые нормативы, экологический и дополнительные коэффициенты.
На практике расчет экологических платежей производится в следующем порядке. Организация своими силами или с помощью сторонних организаций (специальных лабораторий) определяет объем выбросов на основании вида деятельности организации, видов выпускаемой продукции, оборудования и т.д. Затем организация должна представить информацию о своей деятельности в Комитет по природными ресурсам. На основании представленных расчетов предприятиям выдается справка о фактическом загрязнении окружающей среды.
Пример. В результате производственной деятельности деревообрабатывающего комбината, расположенного в Тверской области, образуется пыль. Объем выброса производственной пыли за I квартал 2004 г. составил 5 т, из них 3 т - в пределах допустимых нормативов, 2 т - в пределах установленных лимитов.
Согласно Приложению N 1 к Постановлению N 344 плата за выбросы в атмосферный воздух древесной пыли в пределах допустимых нормативов составляет 13 руб. 70 коп. за тонну, а в пределах установленных лимитов - 68 руб. 50 коп. за тонну. Коэффициент, учитывающий экологический фактор (состояние атмосферного воздуха), по центральному району составляет 1,9.
Сумма платы за загрязнение окружающей среды за I квартал составила:
(3 т х 13 руб. 70 коп. + 2 т х 68 руб. 50 коп.) х 1,9 = 338 руб. 39 коп.
В бухгалтерском учете должны быть оформлены следующие проводки:
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по оплате за загрязнение окружающей среды в пределах норматива") 78 руб. 09 коп.;
Дебет 26 Кредит 68, субсчет "Расчеты по оплате за загрязнение окружающей среды сверх допустимых нормативов") 260 руб. 30 коп.
В соответствии с п.4 ст.270 НК РФ для целей налогообложения принимается плата лишь за выбросы в пределах нормативов (78 руб. 09 коп). Организации, уплачивающие налог на прибыль, согласно п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, в бухгалтерском учете отражают постоянное налоговое обязательство:
Дебет 99 "Прибыли и убытки" Кредит 68) 62 руб. 47 коп. (260 руб. 30 коп. х 24%).
В Постановлении N 344 отсутствует экономический механизм исчисления платежей и не указаны сроки их внесения. Поэтому исчисление и уплату платежей по утвержденным Постановлением N 344 ставкам необходимо производить в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 с учетом отмены ряда его норм (Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49).
Пунктом 4 данного Постановления предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных природоохранных органов вправе:
- осуществить корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей;
- понизить размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освободить от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Сроки внесения платежей установлены Порядком направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденным 03.03.1993 Минприроды России N 04-15/61-638, Минфином России N 19, Госналогслужбой России N ВГ-6-02/10.
Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что перечисление предприятиями платы осуществляется ежеквартально в следующие сроки:
- плановые платежи - не позднее 20-го числа последнего месяца квартала;
- фактические платежи - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
По истечении квартала природопользователи определяют и согласовывают с территориальными органами Минприроды России фактические размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя расчет по форме согласно Приложению N 2 к Постановлению N 344.
В случаях, когда филиалы и иные подразделения предприятий расположены на территории других национально-государственных и административно-территориальных образований, величина платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия согласовывается с территориальным органом охраны природы по месту нахождения этих филиалов и подразделений. Расчеты по формам согласно Приложениям N 1 и N 2 к Постановлению N 344 направляются предприятием в налоговую инспекцию по месту его нахождения.
Е.А.Артемова
Ведущий аудитор
ООО "АПН-Аудит-Консалтинг"
Т.С.Павленко
Ведущий аудитор
ООО "АПН-Аудит-Консалтинг"
Подписано в печать
26.04.2004
"Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2004, N 5

...Организацией заключен договор лизинга, в соответствии с которым ей передается оборудование, требующее монтажа. Выполнение монтажных работ предусмотрено осуществить силами специализированной организации по отдельному договору. Имущество учитывается на балансе у лизингодателя. Каким образом расходы по монтажу взятого в лизинг оборудования учитываются для целей налогового учета?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также