Органы местного самоуправления продают должностным лицам таможенных органов Российской Федерации жилье с применением льгот. Каким образом следует производить налогообложение доходов, полученных должностными лицами таможенных органов Российской Федерации?

Пунктом 1 ст.217 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст.434 Таможенного кодекса Российской Федерации должностным лицам таможенных органов Российской Федерации предоставляется в первоочередном порядке отдельная квартира или дом. Органы местного самоуправления продают названным лицам жилье с оплатой 50% его стоимости, кроме того, должностные лица имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50% предоставленной ссуды за счет средств федерального бюджета.
С 1 января 2001 г. налогообложение сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами осуществляется в соответствии с положениями ст.212 НК РФ независимо от того, на какие цели были получены эти заемные (кредитные) средства. Исключений для заемных средств, полученных физическими лицами на строительство (приобретение) жилья на основании законодательных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и решений органов местного самоуправления, в целях обложения налогом на доходы физических лиц Кодексом не предусмотрено. Применение к указанным суммам положений п.3 ст.217 НК РФ (т.е. отнесение их к компенсационным выплатам) неправомерно, поскольку к компенсационным выплатам относятся суммы, выплачиваемые с целью возмещения различных потерь, убытков, расходов. Причем такие суммы в отличие от заемных (кредитных) средств не имеют возвратного характера и выплачиваются на безвозмездной основе. Заемные (кредитные) средства должны быть возвращены по истечении определенного времени, как правило, с уплатой процентов за пользование такими средствами. Следовательно, при получении должностными лицами таможенных органов Российской Федерации беспроцентной ссуды на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой платежа на 20 лет и погашением 50% ссуды за счет средств федерального бюджета определение материальной выгоды производится с части остатка ссуды, не погашенной за счет собственных средств.
Что касается погашения предоставленной должностным лицам таможенных органов Российской Федерации ссуды в размере 50% за счет средств федерального бюджета, то такие суммы следует рассматривать как компенсационные выплаты и не включать в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц (п.3 ст.217 НК РФ). При продаже органами местного самоуправления жилья должностным лицам таможенных органов на льготных условиях в соответствии со ст.434 Таможенного кодекса Российской Федерации с оплатой 50% его стоимости за счет бюджетных средств объект обложения налогом на доходы физических лиц не определяется на основании п.1 ст.217 НК РФ. В случае оплаты части стоимости жилья должностных лиц таможенных органов за счет средств организаций - привлеченных инвесторов в соответствии с п.2 ст.211 НК РФ у таких лиц возникает доход, полученный в натуральной форме, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц.
А.Гусева
Советник налоговой службы
III ранга
Подписано в печать
14.04.2004
"Финансовая газета", 2004, N 16

...Физлицо заключило с организацией договор инвестирования строительства жилья с последующей передачей ему квартиры. Физлицо внесло предоплату. Поскольку организация не смогла передать квартиру, обязательство было прекращено предоставлением взамен отступного в виде объекта незавершенного строительства со стоимостью, равной внесенной предоплате. Является ли это доходом физлица в натуральной форме?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также