Каков порядок налогообложения имущества религиозных организаций и предусмотрено ли для религиозных организаций расширение льготы по земельному налогу?

Порядок налогообложения имущества организаций, включая и религиозные организации, с 01.01.2004 определяется Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ (далее - Закон), ст.1 которого дополняет часть вторую НК РФ гл.30 "Налог на имущество организаций".
При принятии указанного Закона учитывалось, что налог на имущество организаций является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходы региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.
В связи с этим, а также учитывая, что одним из направлений проводимой налоговой политики является сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения и обеспечение равных условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков, перечень налоговых льгот, установленных на федеральном уровне, был ограничен и распространяется лишь на крайне узкий круг имущества организаций, имеющего общегосударственное (стратегическое и социальное) значение.
Принимая во внимание значимость затронутого Вами вопроса, для религиозных организаций (признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях") было, по существу, сделано исключение.
В отличие от подавляющего большинства налогоплательщиков религиозные организации согласно ст.381 НК РФ освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности, то есть деятельности, являющейся для религиозных организаций основной.
К имуществу, освобождаемому от налогообложения, в частности, относятся культовые здания и сооружения (церкви, колокольни, часовни, молельные дома и другие объекты), иные объекты, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры, специально предназначенные для богослужений и религиозных обрядов, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), основание и содержание которых осуществляется религиозными организациями, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности.
При этом следует учитывать, что данная льгота, в отличие от некоторых других льгот, предусмотренных по данному налогу, не является временной, поскольку срок ее применения федеральным законом не ограничен.
Кроме того, в рамках положений ст.381 НК РФ предусмотрена льгота для организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Данная льгота позволяет, в частности, освободить религиозные организации от уплаты данного налога за объекты профессионального религиозного образования, а также иные объекты, относимые к указанной сфере.
Одновременно обращаем Ваше внимание на то, что нормы гл.30 НК РФ не исключают возможности предоставления налогоплательщикам льгот по уплате налога на имущество организаций, в том числе применяемых в настоящее время, равно как и иных льгот по уплате данного налога. Так, ст.372 предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Учитывая изложенное, решения о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, помимо льгот, предусмотренных гл.30 НК РФ, могут приниматься законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации самостоятельно.
Что касается земельного налога, то в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах он относится к местным налогам.
Пунктом 4 ст.12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.
При этом сужение данной льготы для указанных организаций проектом гл.32 "Земельный налог" НК РФ, подготовленным Минфином России и направленным в Правительство РФ, не предусмотрено.
Напротив, предлагается освободить от налогообложения религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, отведенных для основания и содержания культовых зданий и сооружений, т.е. льгота по земельному налогу для религиозных организаций распространяется на весь участок, на котором расположены здания и сооружения религиозного назначения.
Таким образом, для религиозных организаций проектом указанной главы НК РФ предусмотрено расширение льготы по земельному налогу.
Сотрудники
Департамента налоговой политики
Минфина России
Подписано в печать
12.04.2004
"Финансы", 2004, N 4

Каков порядок страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также