Муниципальному унитарному предприятию Комитетом по управлению имуществом на праве хозяйственного ведения был передан автомобиль, который впоследствии был продан, причем доход, полученный от его реализации, был распределен в следующем порядке: 20% - на специальный счет комитета и 80% - балансодержателю. Нужно ли было оформлять письменное разрешение комитета на такую сделку?

Правовой статус унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, дает им возможность в ряде случаев самостоятельно и от своего имени распоряжаться закрепленным за ними имуществом (§ 4 гл.4 и гл.19 ГК РФ).
Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия (п.2 ст.18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Всем остальным имуществом предприятие может распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (ст.ст.113 и 295 ГК РФ).
Автомобиль согласно ст.130 ГК РФ относится к движимым вещам, в связи с чем унитарное предприятие вправе его продать без согласия собственника, если:
- уставом государственного или муниципального предприятия не предусмотрены виды и (или) размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия, а если и предусмотрены, то данная сделка (ее размер) не соответствует таким критериям (п.4 ст.18 Закона N 161-ФЗ);
- в совершении сделки не имеется заинтересованности руководителя унитарного предприятия (п.1 ст.22 Закона N 161-ФЗ);
- стоимость отчуждаемого имущества, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, составляет менее 10% уставного фонда унитарного предприятия и менее чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом МРОТ (п.3 ст.23 Закона N 161-ФЗ).
Таким образом, если не нарушено ни одно из вышеназванных условий, то оформлять письменное разрешение комитета по управлению имуществом на такую сделку не нужно.
Г.Кузьмин
Ведущий эксперт "БП"
Подписано в печать
01.04.2004
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 13

...Муниципальному учреждению для выполнения муниципального заказа по благоустройству города из местного бюджета выделяются средства для приобретения основных фондов. Полученные средства учреждение отражает как "Внереализационные доходы", облагая НДС и налогом на прибыль. Вышестоящая организация считает это неправильным и настаивает на отражении данных средств как "Добавочного капитала".  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также