В каком порядке производится обложение земельным налогом организаций железнодорожного транспорта при передаче ими в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, находящихся в полосе отвода железной дороги?

Определение понятия земель железнодорожного транспорта, а также полос отвода и охранных зон железных дорог закреплено в Федеральном законе от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте". Согласно этому Закону под землями железнодорожного транспорта понимаются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. Одновременно полосой отвода железных дорог являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Под охранными зонами понимаются земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий.
Организации железнодорожного транспорта могут предоставлять юридическим лицам и гражданам в аренду земельные участки полосы отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта. Большинство земельных участков, предоставленных отделением дороги в аренду, составляют участки под прирельсовыми складами, погрузочно-разгрузочными площадками и другими аналогичными объектами, которые технологически связаны с погрузкой-выгрузкой грузов. Остальные земельные участки предоставляются во временное пользование, как правило, для установки различных торговых киосков, палаток, лотков. Предназначение земель полосы отвода не изменяется в связи с размещением на ней указанных объектов юридических лиц, не входящих в систему организаций железнодорожного транспорта.
Согласно Закону N 1738-1 ставки налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, устанавливаются в размере до 25% ставок земельного налога по сельскохозяйственным угодьям. Однако в Законе не оговорено, за какие категории земель полосы отвода установлена такая ставка. Закон также не устанавливает полную налоговую ставку за земельные участки в полосе отвода железных дорог, на которых расположены объекты юридических лиц, не входящих в систему организаций железнодорожного транспорта, независимо от того, заключен или нет договор аренды земельного участка в полосе отвода между отделением железной дороги и сторонним землепользователем.
Таким образом, организации железнодорожного транспорта за все земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог, в том числе и сдаваемые в аренду другим землепользователям, независимо от категорий объектов, размещенных в полосе отвода, должны уплачивать налог в размере до 25% ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья.
Н.В.Голубева
Советник налоговой службы
III ранга
Подписано в печать
24.03.2004
"Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2004, N 4

...Будет ли в 2004 г. предоставляться льгота по земельному налогу организациям за земельные участки, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов ? Какие документы и в каком порядке представляются в налоговый орган для получения такой льготы?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также