Общее собрание акционеров реорганизуемого общества принимает решение о создании нового общества, однако при этом не утверждает его устава и не образует органов управления. Что составляет содержание такого решения "о создании нового общества", если на его основании невозможно зарегистрировать новое юридическое лицо?

Острейшая проблема возникла в результате введения новаций в ст.ст.18, 19 Федерального закона "Об акционерных обществах", посвященных порядку утверждения уставов и избрания органов управления обществ, образуемых путем выделения и разделения, а именно: появлению "общего собрания вновь создаваемого общества" (ст.18 Федерального закона "Об акционерных обществах"), при этом в ст.19 Федерального закона "Об акционерных обществах" оно названо "общее собрание акционеров каждого создаваемого общества".
В предыдущей редакции акционерного Закона было предусмотрено три конструкции собраний, связанных с созданием и функционированием акционерного общества.
Учредительное собрание, предусмотренное ст.9 Федерального закона "Об акционерных обществах". Это собрание не акционеров, а лиц, принявших решение об учреждении общества. Законодатель установил особый кворум для его проведения (присутствие всех учредителей). Дан исчерпывающий круг вопросов повестки дня: принятие решения об учреждении общества, утверждение устава общества, избрание органов управления, денежная оценка имущества и имущественных прав, вносимых учредителями в оплату размещаемых акций.
Определен порядок принятия решений по вопросам повестки дня: единогласие по всем вопросам, кроме избрания органов управления общества, решение по которому принимается большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.
Собрание акционеров действующего юридического лица, ему посвящено более двадцати статей Федерального закона "Об акционерных обществах", в которых подробно регламентированы все процедурные вопросы. В частности, общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества (п.1 ст.58 Федерального закона "Об акционерных обществах").
По общему правилу, решение по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании, если для принятия решения Федеральным законом не установлено иное. Действует принцип: одна акция, принадлежащая участнику собрания, - один голос или одна акция - равное число голосов при кумулятивном голосовании.
Совместное собрание акционеров обществ, участвующих в слиянии и присоединении (ст.ст.16, 17 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Порядок голосования, определения кворума этих собраний и иные процедурные вопросы определяются в договорах о слиянии и присоединении.
Теперь в Законе появилась четвертая конструкция - собрание вновь создаваемого (в процессе разделения) общества (ст.18 Федерального закона "Об акционерных обществах") и общее собрание акционеров каждого создаваемого (в процессе выделения) общества (ст.19 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Специалисты по-разному отнеслись к этой новации. Одни считают ее появление обоснованной, поскольку состав акционеров реорганизованного и выделяемого общества (общества, создаваемого в результате разделения) может не совпадать, поэтому утверждать устав и избирать органы управления должны будущие акционеры вновь создаваемых юридических лиц.
Другие считают в принципе алогичной конструкцию собрания акционеров не существующего юридического лица (конструкция, предусмотренная ст.19 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Нельзя пользоваться правами по несуществующим ценным бумагам.
Каким юридическим статусом обладает собрание лиц, имеющих намерение сконвертировать принадлежащие им акции в акции общества, которое будет создано в результате реорганизации? Очевидно, что это не орган еще не существующего юридического лица. Какими правами обладают эти лица в отношении юридического лица, решение о создании которого они не принимали? Никакого договора о создании этого юридического лица они не заключали. Это не акционеры и не учредители. Неопознанный объект гражданского права.
Расчлененное решение
При учреждении общества законодатель исходит из того, что "решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества" (п.2 ст.9 Федерального закона "Об акционерных обществах"), то есть все перечисленные вопросы составляют некое единство и отсутствие решения хотя бы по одному из них означает отсутствие решения об учреждении общества.
Однако при создании общества путем реорганизации другого общества законодатель почему-то разрывает единое решение о создании общества на составные части. Решение "о создании нового общества" принимает общее собрание акционеров реорганизуемого в форме выделения или разделения общества. В то время как решения об утверждении устава и образовании органов управления этого вновь образуемого общества принимает иная группа лиц, лишь имеющая намерение в перспективе сконвертировать принадлежащие им ценные бумаги.
В какой мере решение органа управления одного юридического лица (общего собрания акционеров реорганизуемого общества) обязательно для группы лиц, собирающихся на особое "собрание вновь создаваемого общества"?
Уже появились конфликты на этой почве. В собрании акционеров реорганизуемого общества принимали участие одни акционеры, которые проголосовали за создание нового юридического лица, выделяемого из реорганизуемого общества. После этого они переуступили свои акции новым владельцам, которые в "собрании вновь образуемого общества" голосуют против утверждения его устава и образования органов управления. Решение о создании общества принято, а регистрировать юридическое лицо без устава невозможно.
Представляется нелогичной с точки зрения теории права и крайне конфликтной в законоприменительной практике конструкция, расчленяющая единое решение о создании юридического лица на разные части.
При этом решение по этим "расчлененным" частям принимают различные субъекты, юридически не связанные друг с другом.
Загадки без ответов
Но даже если признать допустимой конструкцию "собрания акционеров не существующего юридического лица", то как определить процедуры его проведения: кворум, порядок голосования и принятия решений, определение состава участников и т.п.?
Законодатель, упомянув загадочное собрание не существующего юридического лица, не описал конкретных механизмов его проведения, что также стало источником дополнительных корпоративных конфликтов.
По мнению одних специалистов, в этом случае следует руководствоваться процедурами проведения собрания учредителей, по мнению других - процедурами проведения обычного собрания акционеров действующего акционерного общества. Имеются специалисты, которые обоснованно высказывают мнение, что участники "собрания вновь образуемого в процессе реорганизации общества" не являются его учредителями и еще не стали его акционерами, поэтому нормы закона, посвященные собраниям учредителей и акционеров, в данном случае не применимы. Процедурные вопросы этого особого "собрания вновь создаваемого общества" следует оговаривать в отдельном документе, по аналогии с договором о слиянии и присоединении регламентирующих порядок проведения совместных собраний акционеров обществ, участвующих в слиянии и присоединении.
Хорошее старое
На наш взгляд, вполне логичной была конструкция, предусмотренная в ранее действующей редакции соответствующих статей Федерального закона "Об акционерных обществах".
Поскольку реорганизуемое общество передает обществам, создаваемым в процессе реорганизации, свои активы и обязательства в порядке правопреемства, поэтому оно в лице своего органа управления - общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации, принимало полноценное решение о создании своего правопреемника, в том числе утверждало его устав и образовывало органы управления.
Такая практика достаточно эффективно действовала до внесения 07.08.2001 изменений и дополнений в Федеральный закона "Об акционерных обществах". Собрание акционеров реорганизуемого общества в рамках решения о создании нового общества, утверждало его устав и избирало органы управления. После регистрации вновь созданного общества у его акционеров есть возможность утвердить новую редакцию устава (внести в нее изменения, дополнения) и изменить состав органов управления.
Эта конструкция сталкивалась с незначительной технической проблемой, связанной с определением размера уставного капитала общества, создаваемого путем реорганизации другого общества. Поскольку акции, подлежащие выкупу реорганизуемым обществом по требованию его акционеров, не подлежат конвертации, то до окончания 45-дневного срока предъявления требований о выкупе нельзя однозначно определить размеры уставных капиталов вновь создаваемых обществ.
Однако эта проблема может быть легко решена путем дополнения в ст.12 Федерального закона "Об акционерных обществах", определяющую порядок внесения изменений и дополнений в устав общества.
Очевидно, что законоприменительная практика столкнулась с законодательной небрежностью, ставшей источником новых корпоративных конфликтов.
По нашему мнению, следует исключить из Закона достаточно экзотическую новацию "собрания вновь создаваемого общества". Однозначно указать, что утверждение устава и избрание органов управления обществ, создаваемых путем выделения и разделения, является составной частью единого решения о реорганизации.
Пополнить ст.12 Федерального закона "Об акционерных обществах" еще одним случаем особого порядка внесения изменений и дополнений в устав обществ, создаваемых путем разделения или выделения в части отражения размера их уставных капиталов по завершении процедуры выкупа акций.
А.Коржевская
Эксперт ЦДИ "ЭЖ"
Н.Новикова
Эксперт ЦДИ "ЭЖ"
Подписано в печать
10.03.2004
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 9

Наша организация оформляет сделку по продаже принадлежащего нам автосервиса, включая занимаемое им здание. В регистрационный центр был подан весь необходимый комплект документов, однако в регистрации было отказано по причине того, что новый Закон о регистрации не позволяет МУП БТИ составлять технические планы недвижимости. Так ли это и что делать?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также