Каков порядок льготного налогообложения общественных организаций инвалидов?

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов, предусмотрен комплекс мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, которые в основном направлены на предоставление конкретной помощи инвалидам, будь то медицинская помощь, возможности получения образования, обеспечения занятости инвалидов, налоговые льготы и т.д.
При этом законодательством установлен ряд условий, соблюдение которых необходимо для получения права на применение налоговых льгот, прежде всего, это требование к самой общественной организации инвалидов: во-первых, целью создания и деятельности такой организации должна являться защита прав и законных интересов инвалидов; во-вторых, инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80% членов общественной организации (ст.34 Закона).
Налоговые льготы для организаций, созданных общественными организациями инвалидов, предусмотрены как Кодексом, так и законами о налогах и сборах, принятыми до его вступления в силу.
Воспользоваться льготами, установленными непосредственно Кодексом, могут лишь те организации, в которых уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
Таким образом, если организация соответствует вышеприведенным критериям, то она может воспользоваться следующими налоговыми льготами:
1. В соответствии со ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. Федерального закона от 31.12.1995 N 226-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения.
2. В соответствии с пп.2 п.3 ст.149 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса с 1 января 2001 г. не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация (в том числе передача, выполнение, оказания для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых число инвалидов и их законных представителей составляет не менее 80%, а также организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
Таким образом, согласно действующему налоговому законодательству в настоящее время от налогообложения налогом на добавленною стоимость освобождены операции по реализации товаров (работ, услуг), производимых вышеназванными организациями инвалидов собственными силами.
3. Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действовавшим до 1 января 2002 г., общественным организациям инвалидов и предприятиям, учреждениям и организациям, а также предприятиям применяющим труд инвалидов, были установлены льготы по налогу на прибыль. Однако, как показала практика, применение льготного порядка налогообложения прибыли указанных организаций не было оправдано ни с точки зрения экономических последствий, ни с точки зрения социальных последствий, так как не привело к улучшению социальной защиты инвалидов. Кроме того, как неоднократно подчеркивалось, социальная поддержка инвалидов должна носить адресный характер.
Главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, вступившей в силу с 1 января 2002 г., в целях обеспечения единого подхода к налогообложению организаций различных отраслей экономики и создания условий для активизации инвестиций установлена единая ставка налога на прибыль в размере 24% (для всех налогоплательщиков) с отменой ранее действовавших налоговых льгот. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют право снижать (до 4 пунктов) для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что, учитывая значимость проблемы социальной защиты инвалидов, в соответствии с пп.38 и 39 п.1 ст.264 Кодекса предусмотрено положение, в соответствии с которым налогооблагаемая прибыль уменьшается также на расходы налогоплательщиков-организаций и налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов, а также на расходы налогоплательщиков-учреждений, единственными собственниками имущества которых является общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, а также на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов.
4. Согласно пп."и" ст.4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество общественных организаций инвалидов, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.
5. В соответствии со ст.239 гл.24 "Единый социальный налог" части второй Кодекса налоговые льготы по единому социальному налогу в основном связаны с деятельностью как общественных организаций инвалидов, так и самих инвалидов, то есть:
- любая организация может без начисления единого социального налога выплачивать своему работнику - инвалиду I, II или III группы до 100 тыс. руб. в год;
- такую же сумму не включают в базу налогообложения для любого работника налогоплательщики-организации при соблюдении определенных критериев численности инвалидов, долевого участия общественный организаций инвалидов в уставном капитале организации и фонда оплаты труда инвалидов, упомянутых в абз.2 и 3 пп.2 п.1 ст.239;
- организации, находящиеся в собственности исключительно общественных организаций инвалидов и имеющие в своих уставных документах исключительно социальные цели деятельности (образовательные, культурные, лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные, информационные и научные, а также оказание правовой и иной помощи самим инвалидам), могут также не включать в базу налогообложения для своего любимого работника до 100 тыс. руб. в год.
6. В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации" освобождались:
- от уплаты налога с владельцев транспортных средств - инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили, а также общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;
- от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств - общественные объединения (организации) инвалидов, использующие приобретенные автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности.
В то же время в соответствии с вышеуказанным Законом общественным фондам инвалидов льгот по уплате налога на пользователей автомобильных дорог не установлено.
При соблюдении указанных норм законодательства плательщик вправе применить установленную льготу.
При этом следует иметь в виду, что Инструкция Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" утратила силу в связи с изданием Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59.
Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ отменены: налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств и с 1 января 2003 г. введен транспортный налог (гл.28 Кодекса).
По вопросам применения регионального законодательства, в том числе и по уплате налога на землю и налога с продаж, следует обращаться в соответствующие законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации.
Сотрудники
Департамента налоговой политики
Минфина России
Подписано в печать
01.03.2004
"Финансы", 2004, N 3

Каков порядок применения ст.346.2 гл.26.1 части второй Налогового кодекса РФ в части ее действия на: хлебоприемные предприятия, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению и реализации зерна и производящие муку, крупы и т.д. из сырья не собственного производства; зверосовхозы; предприятия лесного хозяйства, занимающиеся лесоразведением, лесовосстановлением и т.д.?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также