Организация предоставляет скидки на услуги, указывая сумму скидки в счете на оплату. По итогам месяца подписывается акт об оказанных услугах, где отдельно отражается размер предоставленной скидки. Счет-фактура оформляется на полную сумму. Покупатель предоставляет организации счет-фактуру на сумму скидки. Можно ли скидки отнести на затраты?

Согласно п.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Из положений указанного пункта следует, что, если иное не будет установлено ГК РФ, стороны вольны в выборе цены договора. Так, согласно п.1 ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены договора после его заключения допускается лишь при условиях, которые отражены в самом договоре, если законом не установлено иное. Так, в договоре стороны могут указать особые условия, при которых возможно изменение его цены (условия возникновения у покупателя права на скидку).
В соответствии с п.1 ст.247 гл.25 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль российских организаций признается прибыль, исчисленная как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с данной главой.
Статьей 271 НК РФ предусмотрено, что при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Пунктом 1 ст.252 указанной главы НК РФ предусмотрено, что в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ, в том числе иных расходов, не соответствующих критериям, указанным в названном пункте ст.252. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Это говорит о том, что скидка не должна "съедать" все вознаграждение организации-посредника, т.е. приносить убыток.
Таким образом, при наличии документального подтверждения и обоснования скидка, предоставляемая покупателям по окончании месяца, может включаться в затраты и уменьшать доходы организации по пп.20 п.1 ст.265 НК РФ как обоснованный внереализационный расход. Данной позиции придерживается налоговая служба России (Письмо МНС России от 25.07.2002 N 02-3-08/84-Ю216).
Следует отметить, что налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен на услуги, доначислить налоги и провести встречные проверки в четырех случаях, установленных ст.40 НК РФ, по сделкам:
- между взаимозависимыми лицами;
- по товарообменным (бартерным) операциям;
- при внешнеторговых сделках;
- при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, кроме случаев, указанных в п.3 ст.40 НК РФ.
В частности, исключение составляют случаи, когда к цене были применены скидки, вызванные:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
В соответствии с п.4 ст.40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Если скидка, предоставляемая организацией, превышает 20% получаемого вознаграждения, то необходимо обосновать размер примененных цен или скидок (с учетом размера оказываемых услуг, условий оплаты и иных перечисленных факторов). Например, разработать маркетинговую политику (с проведением соответствующих расчетов) и закрепить ее в специальном организационно-распорядительном документе (приказе, утвержденном руководителем прайс-листе, учетной политике и т.п.). Тогда применяемые цены для целей налогообложения будут признаны рыночными вне зависимости от уровня их колебаний. Таким образом, в рамках маркетинговой политики возможно предоставление индивидуальных скидок новым потребителям и каких-либо иных скидок.
Следует также учесть, что в соответствии с п.3 ст.40 НК РФ при определении рыночной цены по правилам, установленным в п.п.4 - 11 ст.40 НК РФ, налоговый орган должен учесть обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки или скидки к цене. В частности, могут быть учтены скидки, связанные с маркетинговой политикой фирмы. Такие скидки применяются обычно с целью завоевания позиций на рынке и привлечения новых клиентов. Это могут быть специальные индивидуальные скидки, применяемые в течение относительно непродолжительного периода. В организации может быть утвержден список фирм, известных на рынке как крупные заказчики. Применение скидок по отношению к таким фирмам будет оправданным, так как это является частью маркетинговой политики организации.
Таким образом, организация сможет обосновать заключение сделки по цене ниже тех, которые обычно применяются на рынке. На наш взгляд, в подобных случаях вполне правомерна ссылка на нормы ч.2 п.3 ст.40 НК РФ, позволяющие учитывать маркетинговую политику налогоплательщика. Однако необходимо документальное подтверждение всех существенных обстоятельств, принимаемых во внимание при проведении ценовой политики в рамках маркетинга. Указание на формирование цены сделки с учетом размера соответствующих скидок (надбавок) в рамках проведения маркетинговой (в том числе ценовой) политики необходимо включить в текст договора с заказчиком.
При отсутствии фактических обстоятельств, обусловливающих необходимость предоставления маркетинговых скидок, и соответствующим образом оформленных документов налоговым органом могут быть не приняты во внимание устные ссылки на проводимую маркетинговую политику. Скидка будет расцениваться как безвозмездная услуга, размер которой не может уменьшать доходы организации (включаться в затраты для целей налогообложения).
В данной ситуации счет-фактура покупателя на предоставленную продавцом скидку может вызвать дополнительные вопросы налоговых органов и желание провести встречную проверку, так как счета-фактуры выставляются поставщиками за реализованные товары, выполненные работы или оказанные услуги (ст.169 НК РФ), а не за предоставленную им скидку.
Л.К.Гаврилюк
Аудитор
консалтинговой группы
"Что делать Консалт"
Подписано в печать
13.02.2004
"Аудиторские ведомости", 2004, N 3

...Организация приобретает железнодорожные билеты по поручению заказчиков. Дополнительно в стоимости билетов организация оплачивает сервисный сбор. Стоимость билета и сервисного сбора отражается в документах отдельной строкой. С покупателей также взимается сервисный сбор, превышающий сбор поставщика. В документах организации он выделяется отдельной строкой. Как эти операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также