Облагается ли налогом на доходы физических лиц временная беспроцентная возвратная ссуда на строительство или покупку жилья, полученная вынужденным переселенцем в 1996 г. сроком на 10 лет?

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", а также Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2000 г. N 845, вынужденным переселенцам предоставляется безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Согласно ст.210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 Кодекса.
Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, согласно пп.1 п.1 ст.212 Кодекса является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей. При получении налогоплательщиком указанного дохода налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (п.2 ст.212 Кодекса).
С 1 января 2001 г. налогообложение сумм материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляется в соответствии с положениями ст.212 Кодекса независимо от того, на какие цели были получены эти заемные средства. Исключения для заемных средств, полученных физическими лицами на приобретение жилья на основании законодательных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и решений органов местного самоуправления, не предусмотрено.
При определении материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, необходимо учитывать Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2002 N 203-О, которым определено следующее:
"Положения пп.1 п.2 ст.212 и абз.6 п.2 ст.224 Налогового кодекса Российской Федерации, предписывающие при исчислении налога на материальную выгоду от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, исходить из ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, применяются в случаях получения этих заемных (кредитных) средств после 1 января 2001 г. Применительно к суммам, оставшимся непогашенными по состоянию на 1 января 2001 г., для исчисления налога на материальную выгоду от экономии на процентах должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая на 1 января 2001 г., поскольку иное истолкование данной нормы означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика, что недопустимо в силу ст.57 Конституции Российской Федерации".
Согласно ст.31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" по правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. Следовательно, при применении ст.212 Кодекса необходимо учитывать, что с 1 января 2001 г. материальная выгода в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами определяется независимо от того, когда налогоплательщиком был заключен договор займа, по которому такие средства получены.
Таким образом, сумма материальной выгоды исчисляется за период с 1 января 2001 г. по не возвращенным на эту дату заемным средствам, полученным до 1 января 2001 г., исходя из трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей по состоянию на 01.01.2001, то есть исходя из 18,75 процента (3/4 от 25 процентов).
Введение единого порядка налогообложения дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами независимо от даты заключения договора, не нарушает положений п.2 ст.5 Кодекса об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах, поскольку исчисление налога с дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, в установленном гл.23 Кодекса порядке производится по доходам, полученным после 1 января 2001 г., и перерасчет налога с момента начисления таких средств не производится.
При получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, налогоплательщик самостоятельно определяет налоговую базу по налогу на доходы физических лиц на день уплаты им процентов по полученным заемным средствам, но не реже чем один раз в налоговый период (календарный год). Налоговая база в отношении данной материальной выгоды определяется ежегодно. В соответствии с п.3 ст.228 Кодекса указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию в сроки, установленные п.1 ст.229 Кодекса, то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В.М.Акимова
Государственный советник
налоговой службы РФ III ранга
03.02.2004
"Интернет-сайт МНС России", 2004

Правомерно ли представление уточненной налоговой декларации по единому социальному налогу за 2002 г. индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, если в течение 2002 г. он исчислял единый социальный налог по стоимости патента?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также