О применении контрольно-кассовой техники в маршрутном такси.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Это правило общее и применяться оно должно во всех случаях за исключением тех, которые оговорены в ст.2 Федерального закона, где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Данный пункт Федерального закона не оговаривает использование контрольно-кассовой техники в маршрутных такси, но и не освобождает от ее применения, в том числе и контрольно-кассовых машин.
В то же время согласно абз.5 п.3 ст.2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.
Под "городским общественным транспортом" следует понимать транспорт общего пользования, так как его услугами может воспользоваться любой гражданин или юридическое лицо (Письмо Минтранса России от 05.11.2003 N УАЭПТ-1/1-784-ис).
В соответствии с п.1 ст.789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Согласно п.2 ст.786 ГК РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
При решении вопроса о применении контрольно-кассовой техники на транспорте, осуществляющем перевозки пассажиров, в том числе и на так называемом "маршрутном такси", следует исходить из того, относится ли этот транспорт к транспорту общего пользования или нет.
Таким образом, в случае если перевозка пассажиров в автобусах малой вместимости будет признана в соответствии с нормативными актами исполнительной власти субъекта Российской Федерации как перевозка городским транспортом общего пользования, то продажа проездных билетов и талонов при проезде в них может реализовываться без обязательного применения контрольно-кассовой техники. В то же время МНС России считает, что правовых оснований для освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей от использования контрольно-кассовой техники при оказании ими услуг по перевозке пассажиров в маршрутных такси, не являющихся транспортом общего пользования, не имеется.
С.Н.Шульгин
Действительный государственный
советник налоговой службы РФ
II ранга
02.02.2004
"Интернет-сайт МНС России", 2004

Поспорили с инспектором, за какие месяцы считать выручку для получения освобождения от НДС. Мы думаем, что нужно суммировать выручку за предыдущий квартал, а он - за любые три предыдущих месяца. Кто же прав?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также