Каков порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в случае банкротства предприятия?

На основании ст.6 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок финансирования базовой, страховой и накопительной частей трудовых пенсий, устанавливаемых и выплачиваемых в соответствии с данным Законом, а также порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Согласно п.5 ст.24 Закона N 167-ФЗ уплата страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии осуществляется отдельным платежным поручением одновременно с уплатой страховых взносов страхователем (лицом, производящим выплаты физическим лицам) в соответствии со сроками и в порядке, определенными нормами ст.24 данного Закона, за периоды работы работников организаций, объявленных банкротами.
В п.3, 4 указанной статьи определено, что организации как страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов, и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, и представлять в ПФР сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом нормами ст.25 Закона N 167-ФЗ предусматривается, что контроль за правильностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Это означает, что проверки правильности и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование вправе осуществлять только налоговые органы в соответствии с НК РФ.
На основании п.2 ст.13 Закона N 167-ФЗ ПФР и его территориальные органы, составляющие единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, имеют право на проведение проверок только в части назначения (перерасчета) и выплаты сумм обязательного страхового обеспечения и в части представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также право обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Организации, являющиеся страхователями, на основании п.п.2 и 3 ст.14 Закона N 167-ФЗ независимо от их форм собственности обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, выполнять требования территориальных органов ПФР об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и сообщать в органы ПФР по месту регистрации о принятом в установленном порядке решении организации о своей ликвидации (реорганизации) в трехдневный срок со дня принятия решения.
Согласно нормам ст.15 Закона N 167-ФЗ застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет ПФР, защищать свои права, в том числе в судебном порядке.
В случае нарушения порядка обязательного пенсионного страхования граждан страхователи могут быть привлечены к ответственности. Так, неправомерное (несвоевременное) несообщение лицом сведений, которые в соответствии с п.3 ст.14 Закона N 167-ФЗ это лицо должно было сообщить в орган ПФР, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Нормами ст.ст.7, 11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) предусмотрено, что правом на обращение в арбитражный суд обладает уполномоченный орган, который обращается с заявлением о признании должника банкротом с представлением соответствующих документов, предусмотренных ст.ст.40, 41 указанного Закона. Таким уполномоченным органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству.
На основании ст.134 Закона N 127-ФЗ при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с законом.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2003 N 218 утверждено Положение о предъявлении требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства (далее - Положение N 218).
Пунктом 2 Положения N 218 предусмотрено, что в случае неисполнения должником требований по уплате обязательных платежей в размере, установленном Законом N 127-ФЗ в качестве основания для подачи заявления о признании должника банкротом, налоговые или таможенные органы не позднее 3 месяцев с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника направляют в адрес Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - уполномоченный орган) или ее территориального органа уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам.
В случае неисполнения должником требований Российской Федерации по денежным обязательствам в размере, установленном Законом N 127-ФЗ в качестве основания для подачи заявления о признании должника банкротом, федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды, а также их территориальные органы не позднее 3 месяцев с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного листа о взыскании задолженности направляют в адрес уполномоченного органа или его территориального органа уведомление о наличии задолженности по денежным обязательствам.
Пункт 3 Положения N 218 содержит перечень документов, подтверждающих уведомление. По денежным обязательствам в размере, определенном Законом N 127-ФЗ, в качестве основания для подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом служит также уведомление внебюджетного фонда или его территориальных органов с приложением заверенных копий документов.
В соответствии с п.13 Положения N 218 после подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган в 10-дневный срок запрашивает у органов, перечисленных в Приложении N 2 к указанному Положению, документы, подтверждающие общую задолженность и перечисленные в п.п.3, 4 Положения N 218, для предъявления требований к должнику.
Нормами ст.49 НК РФ установлено, что обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняются ликвидационной комиссией.
Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.
Е.О.Макарова
Советник налоговой службы РФ
III ранга
Подписано в печать
23.01.2004
"Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2004, N 2

Подлежат ли обложению единым социальным налогом суммы расходов организации, направленные на организацию спортивных и оздоровительных мероприятий для работников?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также