Будут ли налоговые органы производить перерасчет страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, уплаченных индивидуальными предпринимателями за 1999 и 2000 гг. по ставке 20,6%?

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П положения п.п."б" и "в" ст.1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов.
Пунктом 4 данного Постановления определено, что впредь до установления законодателем нового правового регулирования рассматриваемые категории плательщиков, включая индивидуальных предпринимателей, уплачивают страховые взносы в ПФР за 1999 и 2000 гг. в порядке, установленном Федеральными законами от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ и от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 и на 2000 гг., по тарифу 20,6% от заработка (дохода).
До настоящего времени законодатель не осуществил нового правового регулирования уплаты страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 г.г.
Что касается возможности перерасчета страховых взносов, уплаченных индивидуальными предпринимателями в ПФР за 1999 и 2000 гг. по ставке 19,2%, установленной п.3 ст.241 Налогового кодекса РФ, то в соответствии с п.4 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В гл.24 НК РФ, регулирующей уплату единого социального налога (взноса), указание о правомерности использования установленных ставок налога к правоотношениям 1999 и 2000 гг. отсутствует.
Более того, согласно ст.31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй НК РФ, ее положения применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
С учетом изложенного ставка 19,2% не может быть применена индивидуальным предпринимателем для целей перерасчета страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 гг.
Л.П.Комардина
отдел единого социального налога
Управления МНС России
по Московской области
Подписано в печать
23.01.2004
"Налоговые известия Московского региона", 2004, N 2

Индивидуальный предприниматель, вставший на учет в качестве плательщика ЕНВД в нескольких районах, уменьшает налоговую базу на сумму взносов, уплаченных за страхование - свое, а также работников. В каком налоговом органе правомерно уменьшить ЕНВД на сумму ЕСН: по месту жительства или по месту осуществления деятельности?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также