Каков источник финансирования в 2001 - 2003 гг. уплаты единого социального налога, начисляемого на сумму оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС?

В соответствии с п.9 ст.14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон N 1244-1) гражданам, указанным в п.п.1 - 2 ст.13 данного Закона, гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Финансирование расходов, связанных с предоставлением этого отпуска, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1996 г. N 506, и Письмом Минфина России от 28 сентября 2001 г. N 3-12-5/90 за счет средств федерального бюджета с зачислением средств либо на расчетные счета организации, в которой работают граждане, имеющие право получать указанный отпуск, либо на лицевые счета указанных граждан, открытые в учреждениях банка.
Согласно п.1 ст.236 гл.24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые такими налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Вышеуказанный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают, а в качестве компенсации за их нахождение в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо за участие в ликвидации аварии и за потерю здоровья вследствие радиации.
Таким образом, по мнению Минфина России, согласованному с Комитетом по бюджету и налогам Государственной Думы Российской Федерации, в 2002 - 2003 гг. оплата упомянутого отпуска за счет средств федерального бюджета не является объектом налогообложения по единому социальному налогу, так как предоставление такого отпуска не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с редакцией ст.236 Кодекса, действовавшей до 2002 г., согласно которой объектом налогообложения по единому социальному налогу являлись выплаты, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, работодатель должен был начислять единый социальный налог на оплату указанных дополнительных отпусков в 2001 г.
Законом N 1244-1 и Порядком финансирования расходов, связанных с его реализацией, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1996 г. N 506, возмещение организациям, предприятиям и учреждениям расходов по уплате единого социального налога с сумм оплаты вышеуказанных дополнительных отпусков за счет средств федерального бюджета не предусмотрено.
В связи с изложенным вопрос об источнике финансирования уплаты единого социального налога, начисляемого в 2001 г. на сумму оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого гражданам, пострадавшим, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, может быть решен только путем внесения изменений и дополнений в соответствующие нормативные акты.
Сотрудники
Департамента налоговой политики
Минфина России
Подписано в печать
16.01.2004
"Финансы", 2004, N 1

Возможно ли освобождение от налогообложения по единому социальному налогу сумм, выплачиваемых за счет членских взносов потребительских кооперативов лицам, выполняющим работы для кооперативов?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также