...Филиал страховой организации находится в г. Балашихе, имеет отдельный баланс и сдает расчеты по ЕСН в налоговую по г. Балашихе, а головная организация находится в г. Москве. В январе 2005 г. налоговая по г. Москве проверила правильность исчисления ЕСН филиалом в 2002 - 2003 гг., а в июне 2005 г. налоговая по г. Балашихе провела выездную проверку по ЕСН за 2004 г. Правомерны ли действия налоговых инспекций?

Статьей 89 НК РФ, устанавливающей порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки, определено следующее.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.
Налоговый орган не имеет права проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговые органы имеют право проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от осуществления проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).
Методическими указаниями по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, направленными Письмом МНС России от 07.05.2001 N АС-6-16/369@ (далее - Методические указания), разъяснено, что налоговые органы имеют право проводить выездные налоговые проверки филиалов и представительств налогоплательщика-организации независимо от проведения проверок налогоплательщика-организации.
Решение о проведении выездной налоговой проверки филиала и представительства налогоплательщика-организации независимо от проведения проверок головной организации принимается руководителем налогового органа (его заместителем) по месту нахождения филиала (представительства).
По результатам вышеуказанных проверок составляется акт в порядке, установленном ст. 100 НК РФ и Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138, один экземпляр которого вручается руководителю филиала (представительства).
Методическими указаниями разъяснен также порядок проведения выездных налоговых проверок налогоплательщика-организации с одновременной проверкой ее филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений.
Так, руководитель налогового органа (его заместитель) по месту постановки на учет головной организации принимает решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации с одновременной проверкой входящих в ее состав филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений.
Решение о проведении выездной налоговой проверки доводится до сведения руководителя (уполномоченного им лица) филиала (представительства) и иного обособленного подразделения непосредственно после прибытия проверяющей группы на объект проверки (в филиал, представительство, обособленное подразделение).
Проведение выездной налоговой проверки филиала (представительства) и иного обособленного подразделения не может быть начато ранее начала проведения проверки головной организации.
По результатам проверки филиала (представительства) и иного обособленного подразделения должностным лицом (должностными лицами) налогового органа, проводившего проверку, оформляется раздел акта выездной налоговой проверки применительно к форме, приведенной в Приложении N 1 к Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60, который подписывается должностным лицом (должностными лицами), проводившим (проводившими) проверку.
Руководитель (уполномоченное им лицо) филиала (представительства) и иного обособленного подразделения имеет право ознакомиться с вышеуказанным разделом акта; при необходимости факт ознакомления может быть удостоверен подписью руководителя (уполномоченного им лица) филиала (представительства) и иного обособленного подразделения с указанием соответствующей даты.
Акт по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверок ее филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений и изложенных в соответствующих разделах акта.
Учитывая вышеизложенное, несмотря на то что налоговые органы побывали дважды в филиале организации, о котором идет речь в ситуации, в текущем году, они не нарушили нормы ст. 89 НК РФ, так как выездные налоговые проверки проводились хотя и по одному и тому же налогу, но за разные налоговые периоды в каждой проверке (в январе 2005 г. - за налоговый период 2002 - 2003 гг., в июне 2005 г. - за 2004 г.).
Согласно ст. 89 НК РФ и Методическим указаниям налоговые органы были также вправе проверить филиал организации независимо от проверки головной организации, что и было сделано территориальной инспекцией Московской области в июне 2005 г.
Проверка головной организации с одновременной проверкой ее филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений проводилась территориальной московской инспекцией в январе текущего года.
Читателям журнала необходимо также учитывать следующее.
Согласно ст. 19 НК РФ в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Пунктом 8 ст. 243 НК РФ, устанавливающей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, определено, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
Филиал организации, о котором идет речь в ситуации, не является самостоятельным плательщиком ЕСН, а только исполняет обязанность по уплате ЕСН головной организации, находящейся на территории г. Москвы и согласно ст. 83 НК РФ определяющей порядок учета организаций и физических лиц, вставшей на учет в территориальном налоговом органе по месту нахождения филиала - в Московской области.
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
ФНС России и ее территориальные органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Следовательно, учитывая нормы НК РФ, положения Методических указаний, а также Положение о Федеральной налоговой службе, территориальные налоговые органы г. Москвы и Московской области имели право проводить выездные налоговые проверки правильности исчисления и уплаты ЕСН филиалом, о котором идет речь в ситуации.
Е.В.Дорошенко
Подписано в печать
06.10.2005
"Налоговый вестник", 2005, N 11

...Организация занимается топографическими работами и выплачивает полевое довольствие сотрудникам. Должна ли она облагать ЕСН полевое довольствие после отмены Постановления Минтруда России от 29.06.1994 n 51, нормы которого использовались при применении пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, освобождающего от налогообложения суммы компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также