Должны ли индивидуальные предприниматели при подаче в налоговый орган декларации по налогу на доходы за 2003 г. представлять также документы , подтверждающие фактически произведенные в налоговом периоде расходы?

Статьей 23 НК РФ определено, что налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных учета доходов и расходов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов.
С учетом действия вышеуказанной нормы налогового законодательства налоговым органам нецелесообразно требовать от индивидуальных предпринимателей представления всех расходных документов при подаче ими декларации по налогу на доходы, поскольку для того, чтобы произвести прием и регистрацию полученных от налогоплательщиков налоговых деклараций, налоговым органам не требуется иметь в наличии сами документы, подтверждающие фактически произведенные индивидуальными предпринимателями расходы, либо их копии. Вполне достаточно, чтобы к представляемой налогоплательщиком декларации по налогу на доходы был приложен подробный реестр таких расходных документов.
Это было учтено при разработке новых форм деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2003 г. и Инструкции по их заполнению, утвержденных Приказом МНС России от 16.10.2003 N БГ-3-04/540. В частности, для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей отменена обязанность прилагать к декларации по налогу на доходы все расходные документы либо их копии и признано достаточным, чтобы к декларации был приложен подробный реестр таких документов.
Согласно п.3.5 Инструкции по заполнению деклараций по налогу на доходы физических лиц в п.2 Приложения В "Доходы, полученные от предпринимательской деятельности и частной практики" декларации формы 3-НДФЛ указываются вид предпринимательской или иной деятельности и сумма дохода, полученного налогоплательщиком от занятия такой деятельностью.
В этом же пункте Инструкции по каждому виду деятельности приводятся суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. По указанным в Приложении В декларации по налогу на доходы за 2003 г. расходам должен быть составлен подробный реестр документов, подтверждающих произведенные расходы.
В конце Приложения В декларации по налогу на доходы за 2003 г. предусмотрено обязательное указание налогоплательщиком количества листов, на которых прилагается реестр подтверждающих расходы документов.
Таким образом, при проведении декларационной кампании в 2004 г. налоговым органам и налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям не придется сталкиваться с проблемой представления расходных документов в качестве обязательного приложения к декларации по налогу на доходы физических лиц за 2003 г.
Вместе с тем налоговые органы не вправе проводить камеральную проверку представленных индивидуальными предпринимателями Деклараций по налогу на доходы физических лиц и предоставлять налогоплательщикам установленные ст.221 НК РФ профессиональные налоговые вычеты без истребования первичных документов, подтверждающих фактически произведенные ими расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от осуществления предпринимательской деятельности.
Статьей 88 НК РФ определено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Следовательно, налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку представленных деклараций и предоставлять профессиональные налоговые вычеты без истребования первичных документов даже в случае, если не имеется оснований предполагать у налогоплательщика занижения налоговой базы.
Кроме того, при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Производить истребование этой информации необходимо при наличии оснований предполагать занижение в налоговой декларации сумм причитающихся к уплате налогов в случаях, не требующих назначения выездной налоговой проверки (например, при необходимости подтверждения наличия у налогоплательщика права на предоставление заявленных в декларации налоговых вычетов).
Т.Ю.Левадная
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
11.12.2003
"Налоговый вестник", 2004, N 1

...Следует ли облагать НДФЛ денежные суммы суточных, превышающие 100 руб. в сутки, выплачиваемые работникам небюджетных организаций за время служебных командировок, если согласно ст.168 ТК РФ определенный размер суточных при командировках на территории РФ установлен коллективным договором или приказом руководителя организации?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также