...Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц выплаты, предусмотренные Положением о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденным Приказом Минтруда России и Минфина России от 25.03.2002 n n 57/21н?

В соответствии с п.1 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 24 Федерального закона от 20.04.1996 N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях.
Порядок организации общественных работ и условия участия в этих работах граждан утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ". В соответствии с вышеназванным Положением отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. В условиях такого договора должны быть определены в том числе уровень оплаты труда лиц, привлекаемых к участию в общественных работах, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования.
В соответствии с ТК РФ с лицами, желающими принять участие в общественных (временных) работах, работодатель должен заключить срочный трудовой договор. Одним из обязательных условий трудового договора является оплата труда граждан, занятых на общественных работах, которая производится за счет средств работодателя. В соответствии со ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно п.7.1.3 Положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минтруда России и Минфина России от 25.03.2002 N N 57/21н, во исполнение п.18 Постановления Правительства РФ от 28.02.2002 N 137 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" органы службы занятости за счет средств на финансирование мероприятий по содействию трудоустройству населения Российской Федерации обеспечивают поддержку доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, на уровне не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации. Таким образом, органы службы занятости обязаны осуществлять доплату вышеуказанным гражданам сверх размера оплаты их труда в соответствии со срочным трудовым договором, заключенным с работодателем, до уровня не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации.
Финансирование этих выплат осуществляется по целевой статье функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации "Мероприятия по содействию трудоустройству населения Российской Федерации".
Гражданин, участвующий в общественных (временных) работах, получает поддержку дохода (материальную поддержку) как дополнительные выплаты из федерального бюджета сверх установленной условиями срочного трудового договора заработной платы (дохода). Поддержка доходов (материальная поддержка) не входит в фонд оплаты труда организации и не является составной частью заработной платы гражданина, так как выплачивается не за выполненную гражданами (работниками) работу, а за их участие в реализуемых совместно с органами службы занятости мероприятиях.
Расчет размера поддержки дохода (материальной поддержки) для каждого гражданина производится органами службы занятости исходя из суммы денежных средств, выделяемой на каждого участника ежемесячно, за фактическое количество дней его участия в вышеуказанных работах в календарном исчислении, включая периоды временной нетрудоспособности, на основании представленных работодателем документов.
Перечисление органами службы занятости средств федерального бюджета на поддержку доходов (материальную поддержку) граждан, участвующих в общественных (временных) работах, производится целевым назначением не лично безработному гражданину, а на расчетный счет работодателя, указанный в договоре о совместной деятельности, с приложением ведомости о начисленных суммах каждому конкретному безработному гражданину. Выплата начисленных средств безработному гражданину осуществляется работодателем.
Следовательно, выплаты из федерального бюджета в поддержку доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, рассматриваются как иные выплаты, не подлежащие включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц на основании п.1 ст.217 НК РФ.
Т.В.Назарова
Подписано в печать
11.12.2003
"Налоговый вестник", 2004, N 1

Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц суммы районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных Законом n 4520-1?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также