Организация планирует провести акцию по распространению рекламных значков. Лицо, которое их соберет, в обмен сможет получить какой-либо приз, например бесплатно приобрести товар, реализуемый организацией. Каким образом законодательство регламентирует проведение таких рекламных кампаний?

Порядок распространения рекламных значков с обещанием выдать приз (награду) лицу, собравшему определенное их количество, регламентируется положениями гл.56 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.ст.1055 и 1056). Выплата вознаграждения (выдача приза, иная награда) допускается только за совершение каких-либо правомерных действий. Обязанность выплатить награду возникает при условии, что обещание награды позволяет установить, кем конкретно она обещана. Во избежание недоразумений необходимо указывать в объявлении о награде срок для совершения действий, за которые она обещана.
Налоговым законодательством установлен ряд требований к подобным рекламным акциям. В данной ситуации имеет место именно реклама, так как подобные действия направлены на формирование или поддержание интереса к юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствуют реализации товаров, идей и начинаний. Это в полной мере соответствует ст.2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (в ред. от 30.12.2001).
Расходы организации на рекламу относятся к категории "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" (пп.28 п.1 ст.264 НК РФ). Эти расходы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Однако налоговое законодательство предусматривает различные ситуации, когда данные расходы налогоплательщик может учитывать без ограничений и с учетом установленных нормативов. Рассмотрим возможные варианты действий и их налоговые последствия.
Информация о рекламной акции
Планируется довести до потенциальных клиентов информацию о начале рекламной акции по распространению значков через любые средства массовой информации путем установки рекламного стенда (щита, иной наружной рекламы, например плаката, полотна и т.п.), сообщить об этом в собственных рекламных каталогах и брошюрах. Расходы на публикации, изготовление такой рекламной продукции относятся на себестоимость без ограничений, т.е. уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Если планируется сообщить о содержании рекламной акции путем самостоятельной рассылки рекламы (адресной или безадресной) либо иным способом, не связанным с публикацией объявления в СМИ, или размещения рекламного стенда (табло, щита), то такие расходы относятся на себестоимость в пределах установленного норматива рекламных расходов в размере 1% выручки от реализации. Здесь и далее для расчета норматива на рекламные расходы для организаций, осуществляющих торговую деятельность, применяется показатель выручки от реализации товаров, т.е. товарооборот (а не торговая наценка). Выручка для целей исчисления данного норматива определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (п.3 ст.318 НК РФ).
Изготовление рекламной продукции
Относятся на себестоимость без ограничений только расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых или оказываемых организацией, а также о самой организации (абз.4 п.4 ст.264 НК РФ). Расходы на изготовление иной рекламной продукции, в том числе рекламных значков, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций только в пределах норматива в размере 1% выручки от реализации. Сверхнормативные расходы производятся за счет прибыли.
Вручение призов
Здесь возможны две ситуации:
1) можно самостоятельно изготовить или приобрести у сторонней организации призы, которые затем будут вручены победителям рекламной акции;
2) можно в качестве приза передать победителям собственные товары безвозмездно, т.е. бесплатный товар будет выступать в качестве приза (награды).
В первом случае расходы на изготовление (приобретение) призов, вручаемых победителям во время проведения массовой рекламной кампании, для целей налогообложения признаются в пределах норматива - 1% выручки от реализации. Во втором случае стоимость безвозмездно переданного имущества в качестве приза победителю не будет учитываться при определении налоговой базы, т.е. такие расходы производятся только за счет прибыли (п.16 ст.270 НК РФ).
Безвозмездная передача товара (т.е. вручение приза) является объектом обложения НДС (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ). Однако налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные законодательством налоговые вычеты. Если расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по ним подлежат вычету в размере, соответствующем указанному нормативу (п.7 ст.171 НК РФ).
Таким образом, если расходы на рекламу не превышают норматива в размере 1% выручки, то НДС принимается к вычету. Суммы НДС сверх норматива расходов к вычету не принимаются и покрываются за счет чистой прибыли организации.
Если призы вручаются организациям (юридическим лицам), то у победителей возникает налоговая база по налогу на прибыль - внереализационные доходы (п.8 ст.250 НК РФ). Уплату налога такие организации производят самостоятельно. Стоимость приза, награды определяется в соответствии с требованиями ст.40 НК РФ. Например, если в качестве приза будет передаваться собственный товар, его стоимость для целей уплаты налога должна приниматься такой, по которой обычно этот товар реализуется (рыночная цена товара).
Если призы вручаются гражданам (физическим лицам), то у них возникает налоговая база по налогу на доходы физических лиц. Такой доход облагается налогом по ставке 35% суммы, превышающей 2000 руб. (п.2 ст.224, п.28 ст.217 НК РФ). Стоимость приза определяется в порядке, указанном выше. Следует обратить внимание на то, что налог в данном случае уплачивает не физическое лицо, получившее приз, а организация при выдаче приза, которая выступает как налоговый агент (ст.226 НК РФ). Таким образом, победитель рекламной акции (физическое лицо), явившийся за призом, должен уплатить организации сумму налога из расчета (рыночная цена товара - 2000 руб.) х 35%.
С суммы расходов на рекламу организация исчисляет и уплачивает налог на рекламу по установленной в регионе налоговой ставке.
О.Беляева
К. э. н.
Подписано в печать
29.10.2003
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 44

...В 2001 г. предприятие применяло льготу по налогу на прибыль, предусмотренную п.4 ст.6 Закона РФ n 2116-1. В 2002 г. мы утратили право на применение льготы . Если в 2003 г. критерий по выручке будет нами соблюден, имеем ли мы право снова применить данную льготу?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также