Как правильно применить регрессивную шкалу налогообложения по физическим лицам, являющимся инвалидами i, ii и iii групп, выплаты в пользу которых нарастающим итогом с начала года превысили 100 000 руб.?

В соответствии с п.1 ст.236 гл.24 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ) объектом обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) для налогоплательщиков-организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 1 ст.237 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по ЕСН налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п.1 ст.236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Согласно пп.1 п.1 ст.239 НК РФ от уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
Таким образом, у налогоплательщиков-организаций, производящих выплаты в пользу инвалидов I, II и III групп, налоговая база для исчисления ЕСН формируется исходя из объекта налогообложения (ст.236 НК РФ) за вычетом сумм, не подлежащих налогообложению (ст.238 НК РФ), и сумм налоговых льгот (ст.239 НК РФ).
При этом в соответствии с Порядком заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам (Приложение N 2 к Приказу МНС России от 1 февраля 2002 г. N БГ-3-05/49), к указанной налоговой базе при исчислении ЕСН в федеральный бюджет применяются ставки налога, определенные как 1/2 ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков ст.241 НК РФ, с учетом соблюдения условия на право применения регрессивных ставок налога.
Общий порядок и условия применения регрессивных ставок налогообложения ЕСН в 2002 и 2003 гг. определены ст.241 НК РФ.
Расчет условий для применения регрессивных ставок налогообложения производится налогоплательщиком ежемесячно.
Пункт 2 ст.241 НК РФ определяет, что организацией могут применяться регрессивные ставки налогообложения только в том случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде (количество месяцев с начала налогового периода по последний месяц включительно), составляет сумму, равную 2500 руб. и более.
При соблюдении этого условия ЕСН исчисляется по регрессивным ставкам, применяемым к выплатам в пользу конкретных физических лиц, размер которых превышает 100 000 руб. нарастающим итогом с начала года.
В отношении физических лиц, налоговая база по которым не превышает указанную величину, применяются максимальные ставки налогообложения ЕСН.
Пунктом 4 ст.243 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящихся к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Приказом МНС России от 21 февраля 2002 г. N БГ-03-05/91 (с изменениями от 5 июня 2003 г.) утверждена и рекомендована к применению налогоплательщиками форма индивидуальной карточки и Порядок ее заполнения для учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, а также сумм налогового вычета.
В названном Приказе отражены варианты расчета ЕСН с учетом регрессивных ставок с выплат в пользу работников-инвалидов, если сумма выплат превысила сумму 100 000 руб.
Ниже в таблице приведен пример начисления ЕСН в федеральный бюджет в соответствии с Приказом МНС России от 21 февраля 2002 г. N БГ-03-05/91 по трем работникам, имеющим группы инвалидности, выплаты в пользу которых составили в марте 2003 г. нарастающим итогом с начала года соответственно 180 000 руб., 315 000 руб. и 650 000 руб.
-------------T---------T---------T-----------T-----------T-----------¬
¦ Выплаты ¦ Общая ¦Налоговая¦ Налоговая ¦ Ставка ЕСН¦Сумма ЕСН в¦
¦ в марте ¦ сумма ¦ льгота, ¦ база, ¦ в ¦федеральный¦
¦ 2003 г. ¦налоговой¦ руб. ¦уменьшенная¦федеральный¦ бюджет, ¦
¦ ¦ базы, ¦ ¦ на сумму ¦ бюджет, ¦ руб. ¦
¦ ¦ руб. ¦ ¦ налоговых ¦ руб., % ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦льгот, руб.¦ ¦ ¦
+------------+---------+---------+-----------+-----------+-----------+
¦ Работник 1 ¦
+------------T---------T---------T-----------T-----------T-----------+
¦С начала ¦ 180 000 ¦ 100 000 ¦ 80 000 ¦ - ¦ 6 320 ¦
¦года всего, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+---------+---------+-----------+-----------+-----------+
¦В том числе:¦ 100 000 ¦ 100 000 ¦ 0 ¦1) 28 000 :¦ 0 ¦
¦до ¦ ¦ ¦ ¦2 = 14 000 ¦ ¦
¦100 000 руб.¦ ¦ ¦ ¦2) 14 000 -¦ ¦
¦включительно¦ ¦ ¦ ¦14 000 = 0 ¦ ¦
+------------+---------+---------+-----------+-----------+-----------+
¦свыше ¦ 80 000 ¦ - ¦ 80 000 ¦15,8% : 2 =¦ 6 320 ¦
¦100 000 руб.¦ ¦ ¦ ¦7,9% ¦ ¦
+------------+---------+---------+-----------+-----------+-----------+
¦ Работник 2 ¦
+------------T---------T---------T-----------T-----------T-----------+
¦С начала ¦ 315 000 ¦ 100 000 ¦ 215 000 ¦ - ¦ 16 392,5¦
¦года, всего,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+---------+---------+-----------+-----------+-----------+
¦В том числе:¦ 300 000 ¦ 100 000 ¦ 200 000 ¦1) 59 600 :¦ 15 800 ¦
¦до ¦ ¦ ¦ ¦2 = 29 800 ¦ ¦
¦300 000 руб.¦ ¦ ¦ ¦2) 29 800 -¦ ¦
¦включительно¦ ¦ ¦ ¦14 000 = ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦15 800 ¦ ¦
+------------+---------+---------+-----------+-----------+-----------+
¦свыше ¦ 15 000 ¦ - ¦ 15 000 ¦7,9% : 2 = ¦ 592,5¦
¦300 000 руб.¦ ¦ ¦ ¦3,95% ¦ ¦
+------------+---------+---------+-----------+-----------+-----------+
¦ Работник 3 ¦
+------------T---------T---------T-----------T-----------T-----------+
¦С начала ¦ 650 000 ¦ 100 000 ¦ 550 000 ¦ - ¦ 28 650 ¦
¦года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего, руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+---------+---------+-----------+-----------+-----------+
¦В том числе:¦ 600 000 ¦ 100 000 ¦ 500 000 ¦1) 83 300 :¦ 27 650 ¦
¦до ¦ ¦ ¦ ¦2 = 41 650 ¦ ¦
¦600 000 руб.¦ ¦ ¦ ¦2) 41 650 -¦ ¦
¦включительно¦ ¦ ¦ ¦14 000 = ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦27 650 ¦ ¦
+------------+---------+---------+-----------+-----------+-----------+
¦свыше ¦ 50 000 ¦ - ¦ 50 000 ¦ 2% ¦ 1 000 ¦
¦600 000 руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------+---------+---------+-----------+-----------+------------
Следовательно, по физическим лицам, являющимся инвалидами I, II и III группы, выплаты в пользу которых нарастающим итогом с начала года превысили 100 000 руб., ЕСН в федеральный бюджет исчисляется следующим образом:
по шкале регрессивных ставок ЕСН, предусмотренной ст.241 НК РФ, устанавливается ставка ЕСН в федеральный бюджет для фактически начисленной общей суммы налоговой базы по работнику-инвалиду (не уменьшенной на сумму налоговых льгот);
определяется 1/2 регрессивной налоговой ставки, установленной в порядке, указанном в предыдущем абзаце (кроме сумм свыше 600 000 руб., для которых ставка остается в размере 2%);
абсолютное значение половинной ставки уменьшается на 14 000 руб., т.е. на половину фиксированной величины ставки налога в федеральный бюджет, предусмотренной ст.241 НК РФ для налоговой базы до 100 000 руб. включительно;
полученная расчетным путем ставка применяется к налоговой базе работника-инвалида, уменьшенной на сумму налоговых льгот (100 000 руб.).
Расчет сумм ЕСН, зачисляемых в бюджеты Фонда социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования РФ, производится в аналогичном порядке, но не по половинным, а по полным ставкам налога.
Необходимо учесть, что нормы пп.1 п.1 ст.239 НК РФ не применяются при расчете платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. То есть страховые взносы, зачисляемые в бюджет ПФР, исчисляются с полной суммы выплат в пользу работников-инвалидов по ставкам, предусмотренным ст.22 (ст.33) Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Л.С.Устинова
Советник налоговой службы
III ранга
Управление МНС России
по г. Москве
Подписано в печать
28.10.2003
"Налоговые известия Московского региона", 2003, N 11

...При проведении выездной налоговой проверки не были установлены нарушения налогового законодательства со стороны проверяемой организации. Более того, проверяющими были установлены факты начислений некоторых налогов в завышенных размерах. Однако в акте выездной налоговой проверки эти факты не нашли свое отражение. Каковы должны быть действия организации?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также