Акт выездной налоговой проверки налогоплательщиком был получен после истечения двухмесячного срока, отведенного на составление акта после окончания выездной налоговой проверки. Является ли данное обстоятельство основанием для жалобы на нарушения со стороны налоговых органов?

На основании п.1 ст.100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем или их представителями.
Поскольку по смыслу данной статьи акт может составляться в течение двух месяцев после окончания выездной проверки (составления справки о проведенной проверке), должностные лица налоговых органов могут работать над ним вне территории налогоплательщика и без периодического информирования руководства организации-налогоплательщика о ходе составления акта.
Кроме того, согласно п.2.3 Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" (далее - Инструкция), если представители организации отказываются подписать акт, об этом делается соответствующая запись в акте.
В случае когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это также должно быть отражено в акте налоговой проверки (п.2.2 Инструкции).
Статья 100 НК РФ разделяет понятия отказа от подписания акта и уклонения от получения акта налоговой проверки.
Пунктом 4 данной статьи предусмотрена помимо вручения акта выездной налоговой проверки руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку передача акта иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В этом пункте рассматривается случай направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом, при этом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
В данной ситуации Налоговый кодекс не связывает выбор налоговыми органами способа передачи акта выездной налоговой проверки налогоплательщику с фиксированием в акте фактов отказа представителей организации от подписания акта или уклонения от получения акта налоговой проверки в определенном п.1 ст.100 НК РФ порядке и не устанавливает предельного срока для вручения акта налогоплательщику относительно даты окончания проверки (составления справки о проведенной проверке) или даты составления акта по результатам проверки.
Вводная часть акта выездной налоговой проверки наряду с прочими данными должна содержать дату акта проверки (п.1.10.2 Инструкции). Причем Инструкцией разъясняется, что под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку. Проставление даты акта в зависимости от даты подписания акта налогоплательщиком Инструкцией не предусмотрено.
Необходимо обратить внимание на то, что п.1 ст.100 НК РФ устанавливается двухмесячный срок составления акта уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а не срок вручения акта налогоплательщику и даже не срок подписания акта представителями организации-налогоплательщика.
Значит, акт выездной налоговой проверки может быть вручен налогоплательщику и после истечения двух месяцев со дня окончания проверки, но при этом дата акта, определяемая в зависимости от даты подписания акта уполномоченными должностными лицами налоговых органов, не может быть более чем на два месяца позднее даты составления справки о проведенной проверке. Такой акт не обязательно должен содержать записи об отказе представителей налогоплательщика от подписания акта или об уклонении от получения акта проверки, поскольку Налоговый кодекс не связывает не только способ, но и дату передачи акта с фактами отказа представителей налогоплательщика от подписания акта или с уклонением налогоплательщика от получения акта.
От даты передачи акта выездной налоговой проверки зависит в дальнейшем дата принятия налоговым органом решения по результатам проверки. Так, в соответствии с п.5 ст.100 НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. А согласно п.6 данной статьи по истечении срока, указанного в п.5, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
Налоговым кодексом право налогоплательщика на представление возражений по акту в целом или его отдельным положениям также не связывается с отказом подписать акт или с необходимостью заявить о наличии возражений на момент подписания акта. То есть налогоплательщик имеет право подписать акт выездной проверки (в том числе и не указывая на наличие разногласий) и затем в течение двухнедельного срока представить свои возражения.
Таким образом, решение по результатам выездной налоговой проверки не может быть принято налоговым органом в период двухнедельного срока, установленного для представления налогоплательщиком возражений по акту выездной проверки. Причем следует обратить внимание на то, что данный срок исчисляется со дня получения акта проверки налогоплательщиком, а не со дня составления акта проверки должностными лицами налогового органа, как бы поздно ни был получен налогоплательщиком акт выездной налоговой проверки относительно даты составления справки о проведенной проверке и даты составления акта должностными лицами налогового органа.
Следовательно, нарушение налоговым органом двухнедельного срока, установленного для представления возражений налогоплательщиком, при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки может являться основанием для обжалования действий налогового органа.
М.Н.Михайлов
Советник налоговой службы
III ранга
Управление МНС России
по Московской области
Подписано в печать
28.10.2003
"Налоговые известия Московского региона", 2003, N 11

Должен ли налоговый орган принимать решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, если проверкой не установлено нарушений налогового законодательства?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также