Наши учредители решили уменьшить уставный капитал общества, снизив номинальную стоимость акций. Чистые активы нашего общества соответствуют уставному капиталу. Подскажите, какие проводки нужно сделать, чтобы оформить эту операцию. И облагаются ли суммы, на которые уменьшен уставный капитал, налогом на прибыль?

В бухгалтерском учете вам необходимо записать:
Дебет 80 Кредит 75
- уменьшен уставный капитал общества путем снижения номинальной стоимости акций;
Дебет 75 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"
- включена во внереализационные доходы сумма, на которую уменьшен уставный капитал.
Сделать эти записи нужно, когда в устав вашего ЗАО будут внесены соответствующие изменения. Ведь сальдо по счету 80 "Уставный капитал" должно быть таким, каков размер уставного капитала, зафиксированный в учредительных документах организации. Когда учредители уменьшают уставный капитал, снижая номинальную стоимость акций, они тем самым передают освободившиеся деньги обществу. Такие средства считаются безвозмездно полученными активами. А в бухгалтерском учете - это внереализационные доходы (п.8 ПБУ 9/99).
Теперь о налоге на прибыль. Доходы, не облагаемые им, перечислены в ст.251 НК РФ. В пп.17 п.1 этой статьи упомянуты суммы, на которые уменьшился уставный капитал в соответствии с требованиями законодательства РФ. Скажем, если величина чистых активов стала меньше суммы уставного капитала. Однако это не ваш случай. Ведь вы уменьшили уставный капитал по собственному желанию. Поэтому освободившаяся сумма - это, как и в бухучете, имущество, полученное безвозмездно. В свою очередь, стоимость такого имущества считается внереализационным доходом фирмы (п.8 ст.250 НК РФ).
Правда, из этого правила есть исключение. Оно касается случая, когда учредителю принадлежит более 50 процентов акций ЗАО. Тогда часть освободившейся суммы, соответствующая доле этого учредителя, в доход организации не включается (пп.11 п.1 ст.251 НК РФ). Следовательно, она и не облагается налогом на прибыль.
О.А.Лосицкий
Начальник отдела общего аудита
ООО "АКГ "Акция"
Подписано в печать
22.10.2003
"Главбух", 2003, N 21

Увольняясь, сотрудник попросил у меня справку о начисленных ему пенсионных взносах. Обязана ли я предоставлять работнику такие сведения? И можно ли составить справку в произвольной форме?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также