Каков порядок правового регулирования уплаты страховых взносов в ПФР за период 1997 - 2000 гг. индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, главами крестьянских хозяйств и адвокатами?

Верховный Суд Российской Федерации в Письме от 17.01.2003 N 9ф02-287 на основании положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26.11.1998 N 144-О, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П, ст.ст.54, 57 Конституции Российской Федерации и НК РФ сделал вывод о том, что в 1997 - 2000 гг. для названной категории плательщиков страховых взносов в ПФР отсутствовали законно установленные тарифы страховых взносов в ПФР, а единый социальный налог является новым правовым регулированием порядка уплаты страховых взносов в ПФР. Таким образом, период осуществления зачета переплаты страховых взносов, пеней и штрафов по новым ставкам, включающий период 1999 - 2000 гг., дополняется 1997 и 1998 гг.
Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что с 1 января 2001 г. контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшиеся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном НК РФ. Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 г., подлежат зачету в счет уплаты ЕСН или возврату в порядке, установленном НК РФ. В рамках реализации указанных норм в отношении плательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога в порядке, установленном НК РФ.
Поскольку взаимозачеты между различными бюджетами внебюджетных фондов, бюджетами фондов и федеральным бюджетом НК РФ не предусмотрены (ст.ст.78, 79 НК РФ), возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов осуществляется органом федерального казначейства на основании заключений налоговых органов, и сумма переплаты страховых взносов, образовавшаяся до 1 января 2001 г. в результате указанных неденежных расчетов, может быть зачтена только в счет уплаты единого социального налога. Таким образом, начиная с 2002 г. проведение зачета сумм излишне уплаченных налогов и сборов, поступающих в федеральный бюджет, было возможно в счет исполнения обязанности по уплате ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/466 утверждены Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачету (возврату) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса).
В.Ершова
Начальник отдела
систематизации законодательства
правового департамента ПФР
Подписано в печать
22.10.2003
"Финансовая газета", 2003, N 43

В каком порядке страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежат регистрации в территориальных органах ПФР?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также