Скажите, пожалуйста, как отразить в бухгалтерском учете приобретение организацией трудовых книжек, если стоимость книжек в дальнейшем компенсируется работником путем удержания из заработной платы?

На наш взгляд, приобретение трудовых книжек нужно отражать с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Ну а поскольку стоимость книжек удерживается с работников, то нужно использовать еще и счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". И раз стоимость книжки удерживается из заработной платы сотрудника, то будет задействован и счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
Пример. Предприятие приобрело бланки трудовых книжек на сумму 1200 руб., в том числе НДС - 200 руб. Стоимость книжек удерживается из заработной платы работников.
В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие записи:
Дебет 76 Кредит 51
- 1200 руб. - оплачены бланки трудовых книжек;
Дебет 006
- 1200 руб. - трудовые книжки приняты к учету как бланки строгой отчетности;
Дебет 73 Кредит 76
- 1200 руб. - отражена задолженность работников перед предприятием;
Дебет 70 Кредит 73
- 1200 руб. - погашена работниками задолженность за трудовые книжки за счет заработной платы;
Кредит 006
- 1200 руб. - списаны трудовые книжки.
Реализации трудовых книжек, по нашему мнению, в данном случае не происходит. Данные расходы проходят у организации "транзитом". Компенсация работниками стоимости бланков трудовых книжек представляет собой только суммы возмещения расходов, понесенных организацией.
Работодатель приобретает трудовые книжки не по своей инициативе - этого требует от него законодательство (ст.65 ТК РФ). При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение (п.47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).
Поэтому считаем, что НДС на стоимость трудовых книжек при их передаче начислять не нужно. Но и входной налог, приходящийся на стоимость бланков, конечно же, зачесть нельзя (п.2 ст.171 НК РФ). Налога с продаж в данном случае также не возникает (ст.349 НК РФ). Во-первых, как мы уже сказали, реализация фактически не происходит. Во-вторых, нет наличного расчета - у вас стоимость бланков удерживается из заработной платы сотрудников.
Должны предупредить, что налоговые органы могут рассмотреть передачу трудовых книжек как реализацию, поскольку переходит право собственности (ст.39 НК РФ). Но если вы не начислите НДС и не зачтете входной налог, то никакие штрафы вам не грозят. Сумма НДС у вас в итоге будет правильная. Не будет проблем и с налогом с продаж - у вас расчета наличными все равно не происходит.
В примере использован счет 006 "Бланки строгой отчетности". Правила ведения и хранения трудовых книжек, на которые мы уже ссылались, фактически относят трудовые книжки к бланкам строгой отчетности (п.42). А они учитываются на счете 006, причем в условной оценке (это может быть и сумма фактических затрат на их приобретение). Аналитический учет по счету 006 ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.
М.В.Никифорова
Аудитор
Подписано в печать
22.09.2003
"Учет. Налоги. Право", 2003, N 35

Должно ли предприятие, которое перешло на "упрощенку", платить за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также