...Российское предприятие осуществляет работы на территории Украины по договору с Минобороны России. Постоянное представительство на территории Украины не создано. Предприятие привлекает для выполнения работ физлиц - резидентов Украины. Как оформить указанные отношения и какие обязанности по уплате налогов на территории как РФ, так и Украины возникают у предприятия?

С резидентом Украины можно заключить договор гражданско-правового характера, предметом которого является возмездное выполнение работ (оказание услуг). При заключении договора необходимо учесть Рекомендации Фонда социального страхования Российской Федерации по разграничению трудового договора и смежных гражданско-правовых договоров (Письмо ФСС РФ от 20.05.1997 N 051/160-97). В тексте договора, а также в акте, подтверждающем факт его исполнения сторонами, нужно указать место выполнения работ (оказания услуг) - Украина, а также определить, какое законодательство распространяется на отношения, являющиеся предметом данного договора (российское законодательство). Во избежание нарушения налогового законодательства Украины целесообразно предусмотреть в договоре обязанность по уплате соответствующих налогов, установленных на территории Украины, резидентом Украины. У работодателя должны отсутствовать обязанности по социальному страхованию работника - резидента Украины. Следует документально подтвердить статус резидента Украины, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, у второй стороны договора (ксерокопия паспорта, прописка и т.п.).
Так как предприятие не имеет постоянного представительства или постоянной базы на территории Украины, то на основании ст.15 Соглашения от 08.02.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов, а также пп.6 п.1 ст.208 и ст.209 НК РФ обязанности по удержанию и уплате налога на доходы физических лиц в Российской Федерации у предприятия не возникает.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Согласно п.2 ст.10 данного Закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ.
Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу иностранного гражданина, проживающего за пределами Российской Федерации, не являются объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов в ПФР.
В то же время в соответствии со ст.243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом N 167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. Следовательно, если налогоплательщик, руководствуясь законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не начисляет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты, производимые иностранным гражданам как временно пребывающим на территории Российской Федерации, так и находящимся за ее пределами, то у него отсутствуют основания для налогового вычета. Поэтому в федеральный бюджет подлежит уплате сумма налога, исчисленная по полной ставке - 28% (с учетом регрессии).
На основании ст.8 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" можно сделать вывод о том, что на иностранных граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, указанный Закон не распространяется.
Глава 24 НК РФ не предусматривает никаких изъятий из налоговой базы для начисления единого социального налога, определенной в соответствии со ст.237 НК РФ, связанных с выплатами иностранным гражданам, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, т.е. единый социальный налог в части федерального бюджета и ФОМС должен быть начислен со всей базы, включая выплаты иностранным гражданам, независимо от того, пребывают ли они на территории Российской Федерации.
На основании п.2 ст.6 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" при условии заключения с работником договора гражданско-правового характера обязанности по социальному страхованию у предприятия не возникает. В соответствии с п.3 ст.238 НК РФ в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС РФ) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
Г.Давыдова
ЗАО "Аудиторская фирма "Критерий-Аудит"
Подписано в печать
17.09.2003
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 38

Организация зарегистрировала в регионе обособленное подразделение. Каким образом она должна приходовать наличные деньги, если согласно п.23 Порядка ведения кассовых операций каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также