Каков порядок уплаты налога на имущество предприятий при передаче в доверительное управление предприятия как имущественного комплекса?

В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Согласно п.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, при формировании учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств других организаций, т.е. в системном бухгалтерском учете и бухгалтерском балансе организации может быть отражено лишь имущество, которое в соответствии с законодательством признается его собственностью.
Имущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по договору доверительного управления имуществом, регламентируются ст.ст.1012 - 1026 ГК РФ (гл.53 "Доверительное управление имуществом"). Согласно ст.1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством собственником имущества, переданного в доверительное управление, остается учредитель доверительного управления. Кроме того, согласно Указаниям по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденным Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н, доверительный управляющий представляет учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности в сроки и порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом, что также подтверждает образование выручки, полученной от операций с объектом доверительного управления, у учредителя доверительного управления. Однако в соответствии со ст.1020 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий доверительного управляющего, исполняются за счет этого имущества. Статьей 1018 ГК РФ определено, что имущество, переданное в доверительное управление, отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет.
С учетом того, что передача имущества по договору доверительного управления не влечет перехода права собственности на это имущество, остается в собственности учредителя управления и учитывается обособленно от имущества учредителя и управляющего, налог со стоимости имущества, переданного в доверительное управление, а также созданного в процессе доверительного управления, уплачивается учредителем управления, т.е. собственником указанного имущества.
Н.Кускова
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
27.08.2003
"Финансовая газета", 2003, N 35

Включаются ли в налоговую базу для исчисления налога остатки по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы"?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также