За какие периоды 2003 г. производится расчет налоговой базы по налогу на прибыль и представляется декларация по налогу на прибыль в налоговые органы в случае преобразования федерального государственного унитарного предприятия, созданного в 1997 г., в открытое акционерное общество ?

В соответствии со ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Таким образом, организация считается преобразованной (вновь созданной) с момента ее государственной регистрации.
Пунктом 5 ст.58 ГК РФ предусмотрено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.
Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица установлен ст.50 НК РФ. Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, предусмотренном указанной статьей. Исполнение этой обязанности возлагается на правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли ему (им) известны до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст.50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
Сумма налога, излишне уплаченная юридическим лицом до реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности по уплате налога реорганизованного юридического лица по другим налогам, пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится в срок не позднее 30 дней со дня завершения реорганизации в порядке, установленном гл.12 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст.50 НК РФ. Подлежащая зачету в счет исполнения обязанности по уплате налога реорганизованного юридического лица по другим налогам, пеням и штрафам сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом налога распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам указанного юридического лица перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.
При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном гл.12 НК РФ. При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.
Если реорганизуемое юридическое лицо имеет суммы излишне взысканных налогов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату его правопреемнику (правопреемникам) в порядке, установленном гл.12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления правопреемником (правопреемниками). При этом сумма излишне взысканного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.
Следует иметь в виду, что согласно п.2 ст.55 НК РФ в том случае, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, то согласно п.3 ст.55 НК РФ последним налоговым периодом для нее является период от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).
Если организация была создана в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.
Предусмотренные п.3 ст.55 НК РФ правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
Таким образом, при реорганизации федерального государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество 1 апреля 2003 г., последним налоговым периодом для унитарного предприятия будет являться период от начала года до дня завершения реорганизации (1 апреля 2003 г.). Первым налоговым периодом для открытого акционерного общества будет являться период с 1 апреля до конца 2003 г.
В соответствии с п.1 ст.289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль организации и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей.
Статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу являются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и далее до окончания календарного года.
В рассматриваемом случае следовало произвести расчет налоговой базы и представить в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2003 г. по федеральному государственному унитарному предприятию, а за периоды 2003 г., начинающиеся 1 апреля - по открытому акционерному обществу.
Следует отметить, что в случае излишней уплаты суммы налога федеральным государственным унитарным предприятием до преобразования данная сумма подлежит зачету или возврату открытому акционерному обществу в соответствии с п.10 ст.50 НК РФ.
А.Федоров
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
13.08.2003
"Финансовая газета", 2003, N 33

На нашем предприятии органы занятости планируют организовать общественные работы для безработных граждан. Нужно ли нам будет облагать ЕСН выплачиваемую таким работникам заработную плату при условии, что часть зарплаты будет выплачиваться за счет средств органов занятости?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также