Вправе ли орган федерального казначейства требовать при производстве платежа от своего клиента - владельца лицевого счета в обязательном порядке заключение двухстороннего договора, на основании которого должно быть подготовлено платежное поручение?

Статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации при производстве расходов для бюджетов всех уровней установлена процедура санкционирования расходов бюджета. Составной частью, завершающими этапами данной процедуры являются принятие денежных обязательств и подтверждение денежных обязательств.
Сутью процедуры принятия получателями бюджетных средств денежных обязательств является не что иное, как заключение договоров с поставщиками товаров, работ и услуг в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. При этом заключение договора и возникновение вытекающих из него гражданско-правовых обязательств не обязательно связано с подписанием некоего двух- или многостороннего документа, именуемого договором. Статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в соответствующих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, а также те условия, которые названы в законе или ином правовом акте как необходимые для договоров данного вида.
Эта же статья ГК РФ гласит, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. То есть простой обмен письмами, одно из которых содержит предложение заключить договор с изложением его существенных условий, а другое - согласие (акцепт), уже представляет собой договор со всеми вытекающими последствиями. Аналогично счет, выставленный организацией-поставщиком в адрес заказчика и платежное поручение заказчика на оплату данного счета с гражданско-правовой точки зрения тоже представляют собой оферту - акцепт, то есть договор.
Таким образом, возникновение денежных обязательств у получателя средств федерального бюджета возможно не только посредством составления двух- или многостороннего документа, под которым в обиходе подразумевается договор. Как известно, правоотношения по заключению гражданско-правовых договоров являются предметом регулирования гражданского права, где основополагающим источником является Гражданский кодекс. В то же время расходование бюджетных средств - сфера регулирования уже бюджетного права, коренным образом отличающегося от гражданского методом правового регулирования, который основан большей частью на властном подчинении.
Поэтому денежное обязательство для того, чтобы быть оплаченным за счет средств бюджета, должно пройти следующий этап санкционирования расходов бюджета, который именуется подтверждением денежных обязательств, в результате которого оно превращается уже в бюджетное обязательство и подлежит безусловной оплате при наличии достаточного остатка средств на счете бюджета. Смысл подтверждения денежных обязательств заключается в проверке органом, исполняющим бюджет, соответствия платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям БК РФ, утвержденным сметам расходов и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Именно на этапе подтверждения денежных обязательств бюджетополучатель должен представить документы, служащие основанием для платежа, то есть договор, который может существовать в форме двустороннего документа, счета на оплату и т.д.
Применительно к федеральному бюджету ст.250 БК РФ гласит, что принятие денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подтверждение платежных обязательств федерального бюджета, в соответствии со ст.250 БК РФ, осуществляется федеральным казначейством.
Пунктом 56 Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной Приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. N 142н, установлено, что при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в орган федерального казначейства договор на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма, а также иные документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная, акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ или счет).
Письмом Минфина России от 18 марта 2003 г. N 03-01/12-78 разъясняется, что документами, подтверждающими возникновение у получателя средств денежных обязательств, являются:
- при оплате за поставленные товары - накладная либо акт приемки-передачи основных средств, в случае приобретения их за плату у других организаций;
- при оплате за выполненные работы, оказанные услуги - акт выполненной работы или счет (либо счет-фактура, учитывая, что счет-фактура также является документом, подтверждающим факт оказания услуги).
При этом документы, являющиеся основанием для платежа за счет средств федерального бюджета по капитальным расходам, представляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета".
Однако такая в буквальном смысле "гражданско-правовая свобода" все-таки имеет пределы. В частности, в соответствии со ст.71 БК РФ, все закупки за счет бюджетных средств товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 МРОТ осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Государственным контрактом ст.72 БК РФ определяет договор, заключенный между органом государственной власти, бюджетным учреждением или иной уполномоченной организацией от имени Российской Федерации с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд.
Представляется, что государственный контракт, уже в силу того, что должен содержать в себе некоторые обязательные положения, например о неустойке за нарушение исполнителем условий договора, может существовать только в форме двухстороннего документа. Таким образом, обязательства получателя средств федерального бюджета на сумму, большую чем 2000 МРОТ, скорее всего, могут существовать только в форме государственного контракта, и простой счет, выставленный бюджетополучателю, в данном случае органом федерального казначейства может быть не оплачен.
С другой стороны, гражданское законодательство предусматривает возникновение обязательств из так называемых конклюдентных действий, то есть такого поведения лица, из которых явственно следует его воля на заключение договора. Учитывая, что конклюдентные действия являются формой устного выражения согласия, вряд ли их можно предъявить в орган федерального казначейства в качестве первичных документов бухгалтерского учета. То есть форма договора, подлежащего оплате за счет средств федерального бюджета, всегда должна быть письменной, что вытекает даже из соображений здравого смысла.
В качестве иллюстрации невозможности конклюдентных действий в ситуации, когда оплата осуществляется органом федерального казначейства, можно представить ситуацию, когда в ответ на предложение-оферту о заключении контракта ценой в сотню миллионов рублей получатель средств федерального бюджета совершает конклюдентное действие - оплачивает несколько тысяч рублей. По правилам гражданского законодательства, контракт можно считать заключенным на полную сумму, то есть на сотню миллионов, однако годовой бюджет может не предусматривать финансирования подобного объема. Экономические последствия известны - возникновение кредиторской задолженности бюджета, наличие которой ложится грузом на баланс бюджета, деформируя бюджетный процесс.
Подписано в печать
07.07.2003
"Финансы", 2003, N 8

С какого срока следует производить перерасчет пенсии в случае установления пенсионеру, получающему трудовую пенсию по старости, первой группы инвалидности: со дня вынесения органом МСЭК соответствующего решения либо с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также