Почему люди, которым осталось до выхода на пенсию еще 10 лет , не имеют права делать отчисления по накопительной схеме?

Во-первых, накопительные отчисления, как и все остальные виды пенсионных платежей (единый социальный налог, страховые платежи в системе государственного пенсионного страхования), делают не сами работники из своей зарплаты, а их работодатели в размере установленного тарифа - 28% от фонда оплаты труда. Из него 14% идут в федеральный бюджет в рамках единого социального налога для финансирования базовой части пенсии, 14% - в бюджет Пенсионного фонда РФ на финансирование страховой и накопительной частей. Если же сами работники захотят в дополнение к этому перечислять средства на добровольное пенсионное страхование по накопительной схеме, это право у них никто не может отнять независимо от возраста и числа лет, остающихся до пенсии.
Во-вторых, включение более молодых групп застрахованных в накопительную схему - это не привилегия, а вынужденная мера, экономически менее выгодная им, чем страховые платежи. В ближайшее десятилетие, как ожидается, наиболее динамично развивающимся индикатором российской экономики будет заработная плата. Ее ежегодный рост по макроэкономическим прогнозам будет составлять 22 - 25% ежегодно. Доход же на инвестируемые накопления, как ожидается, будет ниже. Так, первые транши инвестиций накопительных средств в государственные ценные бумаги, осуществленные в 2002 г., обеспечили доходность в размере 17,28%. В дальнейшем же средняя доходность по инвестициям пенсионных "длинных денег" будет иметь тенденцию снижаться, все более отставая от темпов роста заработной платы, с которыми будут расти и размеры страховых платежей.
В этой ситуации в более выгодном положении оказываются те, у кого все 14% страховых платежей зачисляются на личный счет для финансирования страховой части пенсии без отвлечения средств на накопление. Из всех возрастных групп застрахованных эта привилегия предоставлена только группе "десять лет до пенсии и старше". И предоставлена она им, прежде всего, потому, что за 10 и менее лет до пенсии им нужно дать возможность успеть накопить пенсионный капитал посолиднее. При всех прочих равных условиях это можно сделать, лишь исключив любое отвлечение средств от самой выгодной, страховой схемы, в том числе и на накопление.
С учетом всех этих обстоятельств заданный вопрос правильнее было бы поставить так: "Почему у работающих мужчин моложе 50 лет и женщин моложе 45 отвлекают более или менее значительную часть страховых платежей - от 2 до 6% из 14% общего тарифа страхового взноса - на формирование накопительной части пенсии?" Ответ будет прост - для создания более молодым возрастным группам персонифицированного резерва средств на случай прогнозируемого ухудшения демографической ситуации и неблагоприятного изменения соотношения работающих и пенсионеров в Российской Федерации.
Россия, как и все развитые страны мира, испытывает влияние неблагоприятных тенденций, связанных с нарастающим старением населения. Старение это обусловлено ростом продолжительности жизни, снижением смертности в старших возрастных группах, относительным падением рождаемости в более молодых. На организации пенсионного обеспечения среди всех последствий старения населения в наибольшей степени сказывается ухудшающееся соотношение работающих и пенсионеров.
Как свидетельствует мировой опыт, для того чтобы обеспечить достойные пенсии пенсионеров за счет страховых взносов, выплачиваемых работодателями за своих работников, нужно иметь не менее трех работающих на одного пенсионера. В России же это соотношение уже давно существенно хуже. Еще недавно мы имели 1,9 работающего на пенсионера, сегодня - номинально 1,6, а фактически (поскольку за несколько миллионов работающих взносы не выплачиваются) - всего 1,29 работающего на пенсионера.
Еще более тревожно выглядит тенденция. По разным демографическим прогнозам, оптимистическим и пессимистическим, в интервале от 2020 до 2030 гг. число работающих и пенсионеров в России сравняется, после чего численность пенсионеров начнет в нарастающем темпе превышать численность трудоспособного населения.
Что эта перспектива означает для системы пенсионного обеспечения? Она означает, что уже в обозримом будущем станет невозможно обеспечить выполнение пенсионных обязательств государства перед вновь выходящими на пенсию за счет страховых взносов, собираемых с работающих. А следовательно, для тех возрастных групп, которые по прогнозу столкнутся с этой проблемой, нужно заранее создавать резерв средств, предназначенный персонально для них и позволяющий компенсировать грядущее выпадение доходов Пенсионного фонда в связи с сокращением числа работающих.
Разные возрастные группы по-разному испытывают на себе последствия ухудшающегося соотношения работающих и пенсионеров. Так, группа "десять лет до пенсии и меньше" вообще не ощутит на себе эти последствия, и это вторая причина, по которой для нее не создается накопительная схема.
Мужчины, родившиеся в интервале между 1953 и 1967 гг., и женщины, - в интервале между 1958 и 1967 гг., уже столкнутся с неблагоприятными последствиями уменьшения численности работающих, однако влияние их еще не будет столь значительным. Поэтому на создание демографического резерва для этой группы решено выделить 2 из 14 процентов страховых взносов. Именно столько будет поступать на специальные части их личных счетов и инвестироваться по решениям застрахованных.
А вот те, кто родился после 1967 г., столкнуться с неблагоприятными последствиями изменившейся демографической ситуации в полной мере. Поэтому им решено выделить на формирование источников для финансирования накопительной части трудовой пенсии побольше: начав в 2002 г. с 3 из 14 процентов страховых платежей, уже к 2006 г. поднять эту величину до 6 процентов. По оценкам специалистов, с одной стороны, этого будет вполне достаточно для обеспечения финансовыми источниками выполнения пенсионных обязательств государства перед представителями этой группы при их выходе на пенсию, а с другой, - не приведет к ощутимому отвлечению средств пенсионной системы, необходимых для повышения, индексации и бесперебойной выплаты пенсий поколению нынешних пенсионеров.
Специалисты Пенсионного фонда
Российской Федерации
Подписано в печать
05.06.2003
"Финансы", 2003, N 6

Каков порядок зачета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного организацией в 2000 г. таможенным органам?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также