...ООО реструктурировало кредиторскую задолженность по налогам, пеням и штрафам во все уровни бюджетов согласно Постановлению Правительства РФ n 1002. Налоговая инспекция, ссылаясь на п.2 ст.270 НК РФ, проценты, уплаченные в бюджет за реструктуризацию налоговых платежей, относит к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. Правомерно ли это?

В соответствии с абз.3 п.4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002) с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, следует уплачивать проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату вступления в силу Порядка.
Как разъяснено в абз.5 и 6 п.8 Правил по применению данного Порядка (утверждены Приказом МНС России от 21 июня 2001 г. N БГ-3-10/191), под уплатой процентов подразумевается уплата процентов за пользование бюджетными средствами.
Таким образом, фактически в данной ситуации между бюджетом и налогоплательщиком в связи с отсрочкой уплаты налога возникают отношения займа на сумму реструктурируемой кредиторской задолженности с необходимостью уплаты процентов.
Согласно п.2 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.
По нашему мнению, данная норма неприменима к рассматриваемым отношениям.
1. В соответствии с п.1 ст.114 НК РФ налоговая санкция (штраф) является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Уплата же процентов производится не за налоговое правонарушение, а за пользование чужими средствами. К иным (неналоговым) санкциям этот вывод также применим, так как и они представляют собой меру ответственности за совершение правонарушения (см. ст.3.1 КоАП РФ).
2. На основании п.п.1, 4 ст.75 НК РФ пеня применяется вследствие просрочки уплаты налога в размере, равном одной трехсотой действующей в момент неуплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ. При реструктуризации срок уплаты налога переносится, а проценты уплачиваются вследствие использования налогоплательщиком заемных (бюджетных) средств. К тому же проценты исчисляются исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату вступления в силу Порядка.
Вместе с тем согласно п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом расходом признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Очевидно, что уплата процентов при реструктуризации кредиторской задолженности не относится к деятельности, направленной на получение дохода. Следовательно, она не является расходом по пп.2 п.1 ст.265 НК РФ и не учитывается в целях налогообложения в соответствии с п.49 ст.270 НК РФ.
А.А.Чумаков
АКДИ "Экономика и жизнь"
Подписано в печать
10.05.2003
"Налоговые известия Московского региона", 2003, N 5

...В результате технического сбоя работы банкоматов фактически выданная через них сумма наличных денег не совпадает с запрошенной клиентом суммой. Денежные средства, выданные в большей сумме, при невозможности взыскания с клиента относятся на расходы банка. Можно ли классифицировать эти расходы как технологические потери банка ?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также