Какой ответственности подлежат аптеки в случае непредставления по требованию налогового органа налоговой декларации по акцизам?

Статьей 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации.
Согласно п.2 данной статьи непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п.2 настоящей статьи (т.е. при непредставлении декларации в период до истечения 180 дней), влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
При этом обязанность налогоплательщиков представлять налоговую декларацию по акцизам определена п.5 ст.204 НК РФ и для реализации данной обязанности налоговым органам не нужно направлять налогоплательщику какое-либо требование.
Однако в соответствии с п.1.2 Инструкции по заполнению налоговой декларации по акцизам, утвержденной Приказом МНС России от 4 февраля 2002 г. N БГ-3-03/51 (в ред. Приказа МНС России от 16 июля 2002 г. N БГ-3-03/365), декларация представляется в налоговые органы в случае совершения налогоплательщиком в отчетном налоговом периоде операций, подлежащих налогообложению акцизами в соответствии с гл.22 НК РФ.
Вместе с тем на основании пп.1 п.1 ст.182 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров. Таким образом, если в отчетном периоде аптекой не осуществлялись операции по реализации произведенных подакцизных товаров, она имеет право не представлять за данный период налоговую декларацию по акцизам независимо от того, что она представляла данную декларацию за предшествующий или более ранний отчетный период.
И в этом случае аптечное учреждение нельзя привлечь к ответственности по ст.119 НК РФ, даже если налоговым органом затребована декларация по акцизам, подтверждающая отсутствие объекта налогообложения в отчетном периоде. Однако при этом аптека может быть привлечена к ответственности по ст.126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Пунктом 1 данной статьи определено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Согласно п.2 ст.126 НК РФ непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Необходимо отметить, что право налоговых органов требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, предусмотрено пп.1 п.1 ст.31 НК РФ.
Таким образом, налоговые органы могут требовать от аптечных учреждений представления документов, подтверждающих отсутствие у них облагаемых акцизами оборотов, и устанавливать сроки представления данных документов.
М.Н.Михайлов
Управление МНС России
по Московской области
Подписано в печать
10.04.2003
"Налоговые известия Московского региона", 2003, N 4

Согласно Методическим рекомендациям, утвержденным Письмом ГТК России от 24 декабря 2002 г. n 01-06/50961, лекарственная спиртосодержащая продукция не рассматривается как подакцизная продукция. Определяют ли данную продукцию как неподакцизную Методические рекомендации по применению гл.22 "Акцизы" НК РФ, утвержденные МНС России?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также