...В результате выполнения ошибочных разъяснений налоговых органов о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов у налогоплательщика возникли убытки. Вправе ли налогоплательщик в этой ситуации взыскать с налогового органа, давшего не основанные на законодательстве о налогах и сборах разъяснения, понесенные убытки ?

В соответствии со ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право на получение от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Приказом МНС России от 5 мая 1999 г. N ГБ-3-15/120 утверждено Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов. Согласно данному Положению для получения разъяснения налогоплательщику необходимо направить письменный запрос, для подготовки ответа на который налоговому органу дается месячный срок.
Информация, исходящая в этом случае от налогового органа, предоставляется бесплатно и может иметь форму как письменного разъяснения по вопросам налогов и сборов, так и телефонограммы или иного сообщения, передаваемого с использованием подобных видов связи.
Ответ налогового органа должен быть подписан компетентным должностным лицом (руководителем или заместителем руководителя налогового органа). В противном случае налоговый орган ответственности не несет.
В соответствии со ст.106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действия или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Статьей 109 НК РФ установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии такого обстоятельства, как отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Обстоятельства отсутствия вины указаны в ст.111 НК РФ, одним из которых является выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.
Таким образом, если налогоплательщик совершил налоговое правонарушение в результате использования разъяснений по вопросам налогов и сборов, то он не несет за это ответственность.
Однако согласно п.4 ст.108 НК РФ привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
Кроме того, в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что налогоплательщик и налоговый агент за совершение налогового правонарушения освобождаются только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности.
Следовательно, налоговым органом пеня взыскана обоснованно.
Рассмотрим вопрос о возможности взыскания с налогового органа понесенных убытков (взысканных пеней) в результате выполнения ошибочных разъяснений.
Согласно пп.14 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Также согласно п.1 ст.35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.
Разъяснение по вопросам налогов и сборов является ненормативным правовым актом.
Это подтверждается Постановлением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", где в п.48 указано, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.).
Согласно ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ст.29 АПК РФ разъяснение налогового органа возможно оспорить, если оно подписано руководителем налогового органа или его заместителем и касается конкретного налогоплательщика.
После признания судом разъяснения недействительным налогоплательщик вправе на основании ст.ст.21 и 35 НК РФ требовать возмещения понесенных убытков за счет бюджета.
Представляется возможным возмещение убытка и по другому основанию.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.
Таким образом, ненадлежащее информирование налогоплательщика в соответствии с Положением об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, а также предоставление ему недостоверных разъяснений дают возможность требовать возмещения ущерба, причиненного налогоплательщику, в судебном порядке.
Такой же порядок применения Закона N 24-ФЗ разъясняется Письмом ВАС РФ от 7 июня 1995 г. N С1-7/ОЗ-316 "О Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации", согласно которому предоставление пользователям заведомо недостоверной информации может быть обжаловано в судебном порядке, и во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.
Однако необходимо отметить, что налогоплательщик должен будет доказать факт предоставления налоговым органом заведомо недостоверной информации.
Ошибочное разъяснение о порядке исчисления и уплаты налогов, данное налоговым органом в пределах его компетенции и полномочным должностным лицом, является юридическим фактом.
Подобные разъяснения налоговых органов не носят по отношению к налогоплательщикам обязательного для выполнения характера, так как они не являются нормативно-правовыми актами, рассчитанными на неоднократное применение, а также индивидуальными актами управления, содержащими властное предписание.
Если же налогоплательщик добровольно руководствовался этими разъяснениями, то он освобождается от административной ответственности и применения к нему налоговых санкций, но от применения налоговыми органами финансовых санкций в виде взыскания пени и недоимки по налогу он не может быть освобожден.
А.В.Блинов
Управление МНС России
по Московской области
Подписано в печать
10.04.2003
"Налоговые известия Московского региона", 2003, N 4

Как определяется сверхлимитное водопользование и каков размер платы за него?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также