Правомерно ли принимать к учету в составе расходов частного нотариуса затраты, произведенные им в связи с приобретением квартиры в жилом доме, ее переоборудованием под офис и переводом в нежилое помещение?

Статьей 221 НК РФ определено, что предприниматели без образования юридического лица и частнопрактикующие нотариусы (далее - индивидуальные предприниматели) при исчислении налоговой базы по доходам, полученным ими от осуществления деятельности и облагаемым по ставке 13%, имеют право на профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением такого вида доходов.
При этом состав вышеуказанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиками самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл.25 НК РФ. Расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от осуществления деятельности, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления и прочие расходы.
Статьей 256 гл.25 НК РФ введено понятие амортизируемого имущества, стоимость которого переносится в состав учитываемых в целях налогообложения затрат не единовременно, а в течение определенного промежутка времени.
При этом согласно п.30 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей у индивидуальных предпринимателей к амортизируемому имуществу относятся принадлежащие им на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые ими для осуществления деятельности, стоимость которых переносится в состав учитываемых в целях налогообложения затрат не единовременно, а в течение определенного промежутка времени. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
К основным средствам условно относится часть имущества вышеназванных налогоплательщиков, непосредственно используемая ими в качестве средств труда в процессе осуществления разрешенных им видов деятельности. Первоначальная стоимость амортизируемых основных средств, приобретенных за плату для осуществления деятельности, в том числе и нежилых помещений, используемых под офис, определяется как указанная в платежных документах сумма расходов на их приобретение в соответствии с договором купли-продажи, их доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, а также сумм невозмещаемых налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в связи с приобретением объекта основных средств.
Таким образом, после получения необходимых документов, удостоверяющих право собственности частного нотариуса на нежилое помещение, и постановки этого помещения на учет в качестве объекта амортизируемого имущества частный нотариус при осуществлении в нем нотариальной деятельности будет вправе учитывать в составе своих расходов суммы возмещения первоначальной стоимости этого помещения, исчисленные путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном Порядком учета.
Что касается расходов частного нотариуса на покупку квартиры в жилом доме, ее переоборудование и ремонт, а также затрат, связанных с переводом этой квартиры в нежилое помещение, которые произведены частным нотариусом в целях получения данного помещения в собственность и его использования под офис, то эти затраты не относятся к расходам, непосредственно связанным с осуществлением нотариальной деятельности. Следовательно, такие расходы не подлежат учету в составе профессиональных налоговых вычетов налогоплательщика, предусмотренных ст.221 НК РФ.
Т.Ю.Левадная
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
11.03.2003
"Налоговый вестник", 2003, N 4

В каком порядке следует учитывать индивидуальному предпринимателю затраты на приобретение имущества, необходимого для осуществления деятельности , срок полезного использования которого составляет более 12 месяцев, но стоимость не превышает 10 000 руб.? К какой группе расходов относятся такие затраты?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также