Какие обязательства в области пенсионного обеспечения несет государство перед пенсионером?

В отличие от старой пенсионной модели, в которой обязательства государства были зафиксированы предельно неконкретно и в строгом смысле обязательствами не являлись, в новой модели обязательства предельно конкретизированы, а условия их выполнения последовательно увязаны с выполнением будущими пенсионерами и их работодателями норм и требований пенсионного страхования.
По старым Федеральным законам N N 340-1 и 113-ФЗ назначение пенсий производилось с учетом целого ряда дискриминирующих работника ограничений. По 340-ому Закону, например, работнику государство обещало пенсию в размере от 55% до 75% его средней зарплаты за последние 24 месяца трудовой деятельности или любые 60 месяцев подряд. Однако, независимо от размера предъявляемой зарплаты, пенсия не должна была превышать тех минимальных пенсий по тому же закону (а минимальная пенсия накануне прекращения действия 340-го Закона составляла, напомним, чуть более 168 руб.). В итоге, за человека могли всю жизнь платить взносы с высокой зарплаты, а государство нормой закона освобождало себя от обязательства платить ему большую пенсию.
Точно так же оно освободило себя от такого обязательства и в Законе N 113-ФЗ. В нем, правда, роль ограничителя играет не минимальная пенсия, а предельный размер учитываемой при назначении пенсии зарплаты работника. В конце 2002 г., накануне прекращения действия 113-го Закона, максимальный размер зарплаты, учитывавшийся при назначении пенсии, составлял всего 2003 руб. Страховые взносы, уплачивающиеся с частей зарплаты, превышающих этот рубеж, при назначении пенсии более высокооплачиваемых не учитывались и шли на перераспределение в пользу тех, кто получал меньшую зарплату или за которых вообще не платили взносы (наиболее заметные группы среди последних - работники бюджетной сферы и сельского хозяйства). По данным статистики, этой нормой были дискриминированы свыше 70% застрахованных - те, чьи зарплаты превышали (и порой очень и очень значительно) 2003 руб.
Фактически обязательства государства обеспечить работнику пенсию, адекватную той зарплате, с которой за него уплачиваются налоги и взносы, впервые в советские и постсоветские времена появились в пенсионных законах, разработанных и принятых в 2001 г. и вступивших в действие с 1 января 2002 г.
По новому законодательству государство несет обязательства перед теми, кто будет выходить на пенсию по нормам новой пенсионной модели, исключительно в объеме тех налоговых поступлений и страховых платежей, которые поступают от работодателей в интересах их работников и фиксируются в системе персонифицированного учета. Есть платежи, и государство по закону обязуется при выходе гражданина на заслуженный отдых выплатить ему в виде пенсии все то, что поступало на его личный счет, на протяжении всей его трудовой деятельности (естественно, соответствующим образом проиндексировав и приумножив поступившее). Нет платежей - нет и обязательств, как говорится, спрашивай с себя.
Этот общий принцип пенсионного страхования по-разному реализуется применительно к разным частям трудовой пенсии. Так, если говорить о базовой части, то обязательства государства по выплате ее возникают и реализуются только при условии наличия у гражданина пяти оплаченных взносами страховых лет и по достижении им пенсионного возраста.
Обязательства по страховой части также возникают по достижении застрахованным пенсионного возраста, однако их реализация может начаться позже: если новоявленный пенсионер решит продолжить работу, отказаться от получения страховой части пенсии в полном или частичном размере. Объем этих обязательств будет измеряться накопившимся за годы работы пенсионным капиталом - теми зафиксированными на личном счете и многократно проиндексированным за годы работы данными о платежах, сделанные в интересах данного работника его работодателем.
Обязательства по накопительной части предполагают обязательства государства, с одной стороны, по обеспечению условий работы с пенсионными накоплениями граждан, исключающие саму возможность хищения, нецелевого использования или разбазаривания этих средств, а с другой - по ведению учета накопительных поступлений инвестиционного дохода на них, по регулярному информированию граждан о состоянии специальных частей их личных счетов и по выплате причитающейся по закону накопительной части пенсии. Последнее обязательство возникает после достижения застрахованным пенсионного возраста и подачи им заявления о разблокировании специальной части его лицевого счета и начале выплаты накопительной части пенсии. Остальные обязательства действуют на протяжении всего периода работы с пенсионными накоплениями. Перед гражданами, отработавшими большую или меньшую часть своей трудовой биографии по нормам старого пенсионного законодательства, государство несет обязательства конвертировать заработанные в рамках старой модели пенсионные права в права, учтенные в новой модели, и постоянно индексировать их до выхода гражданина на пенсию.
Наконец, перед нынешними пенсионерами государство несет обязательства повысить размер базовой части пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера и производить постоянную индексацию пенсионных выплат. По нормам нового законодательства индексация пенсии должна производиться по итогам финансового года на тот же процент, на какой выросли за этот год доходы пенсионной системы. Однако до наступления этого момента возможна индексация в течение года - по темпам роста инфляции. Если они составляют 6% и более за квартал, то индексация производится в квартальном режиме - на тот же процент, на который выросла инфляция. Если ее рост менее 6% за квартал, но не более 12% в полугодие, то индексация производится за полугодие, естественно, тоже на величину фактического повышения инфляции. А если менее 12% в полугодие, то индексация производится раз в финансовый год по его итогам.
Специалисты
Пенсионного фонда
Российской Федерации
Подписано в печать
10.02.2003
"Финансы", 2003, N 2

Чем базовая пенсия отличается от страховой и накопительной?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также