Какие обязательства в области пенсионного обеспечения имеет государство перед пенсионерами?

Государство несет обязательства перед теми, кто будет выходить на пенсию в соответствии с новым пенсионным законодательством (даже если речь идет о части их трудовой биографии), исключительно в объеме тех налоговых поступлений и страховых платежей, которые поступают от работодателей в интересах их работников и фиксируются в системе персонифицированного учета. Государство обязуется при выходе гражданина на заслуженный отдых выплатить ему в виде пенсии все то, что поступало на его личный счет на протяжении всей его трудовой деятельности (соответствующим образом проиндексировав и приумножив поступления). Этот общий принцип пенсионного страхования по-разному реализуется применительно к разным частям трудовой пенсии.
Обязательства государства по выплате базовой части пенсии возникают и реализуются только при условии наличия у гражданина пяти оплаченных взносами страховых лет и по достижении им пенсионного возраста.
Обязательства по выплате страховой части пенсии также возникают по достижении застрахованным пенсионного возраста, однако их реализация может начаться позже в том случае, если пенсионер решит продолжить работу и отказаться от получения страховой части пенсии в полном или частичном размере. Объем этих обязательств будет измеряться накопившимся за годы работы пенсионным капиталом - зафиксированными на личном счете и многократно проиндексированными за годы работы данными о платежах, сделанных в интересах данного работника его работодателем.
Обязательства по накопительной части пенсии предполагают обеспечение условий работы с пенсионными накоплениями, исключающих возможность хищения и нецелевого использования этих средств, а также ведение учета накопительных поступлений и инвестиционного дохода на них, регулярное информирование граждан о состоянии специальных частей их личных счетов и выплату причитающейся по закону накопительной части пенсии. Последнее обязательство возникает после достижения застрахованным пенсионного возраста и подачи им заявления о разблокировании специальной части его лицевого счета и начале выплаты накопительной части пенсии. Остальные обязательства действуют на протяжении всего периода работы с пенсионными накоплениями.
Перед гражданами, работавшими более или менее длительное время по нормам старого пенсионного законодательства, государство несет обязательства конвертировать заработанные в рамках старой модели пенсионные права в права, учтенные в новой модели, и постоянно проводить индексацию до выхода гражданина на пенсию.
Перед нынешними пенсионерами государство имеет обязательства повысить размер базовой части пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера и проводить индексацию пенсионных выплат. По нормам нового законодательства индексация пенсии должна проводиться по итогам финансового года на тот же процент, на какой выросли за этот год доходы пенсионной системы. Однако до наступления этого момента возможна индексация в течение года - в зависимости от темпов роста инфляции. Если они составляют за квартал 6% и более, то индексация проводится в квартальном режиме - на тот же процент, на который выросла инфляция. Если ее рост менее 6% за квартал, но более 12% за полугодие, то индексация проводится за полугодие, естественно, тоже на величину фактического роста инфляции. А если инфляция составляет менее 12% в полугодие, то индексация проводится один раз в финансовый год по его итогам.
В.Вьюницкий
Советник
председателя правления
Пенсионного фонда
Российской Федерации
Подписано в печать
22.01.2003
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 4

Чем базовая пенсия отличается от страховой и накопительной?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также