Каким документом регламентируется в аптеках и на аптечных складах порядок лицензирования оборота этилового спирта? Кто выдает такие лицензии?

Деятельность аптечных учреждений подлежит строгому лицензированию и регламентации. Фармацевтическая деятельность и деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Вместе с тем при обороте этилового спирта, не относящегося к лекарственным средствам (так называемого нефармакопейного спирта), аптечные учреждения и аптечные склады могут столкнуться с необходимостью соблюдать положения о лицензировании, установленные Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изменениями и дополнениями) (далее -Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.18 Закона N 171-ФЗ деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции, осуществляется только юридическими лицами независимо от их форм собственности на основании лицензий, выданных уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и действующих на всей территории Российской Федерации (федеральных лицензий), а также лицензий, выданных органом государственной власти, определенным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, и действующих на территории данного субъекта Российской Федерации или также на территориях других субъектов Российской Федерации, с которыми данный субъект Российской Федерации, выдавший лицензии, имеет соответствующие соглашения.
При этом Закон N 171-ФЗ содержит явное противоречие между п.2 ст.18, дающим исчерпывающий перечень видов деятельности, на которые выдаются лицензии, и п.п.6 и 7 данной статьи о разделении полномочий на выдачу лицензий федеральными органами власти и субъектами Российской Федерации.
Так, согласно п.6 федеральные лицензии выдаются на следующие виды деятельности:
- оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции;
- производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с производственной мощностью или объемом указанного оборота в пересчете на абсолютный алкоголь более 0,02 миллиона декалитров в год;
- производство и оборот произведенных алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции.
Согласно п.7 субъектами Российской Федерации лицензии выдаются на:
- производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, переработку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующих государственным стандартам и техническим условиям, переработку отходов производства этилового спирта с производственной мощностью и объемом указанного оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в год;
- производство и оборот произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции.
Как видно, лицензии могут выдаваться как на производство и оборот произведенного этилового спирта (для предприятий - производителей), так и только на оборот этилового спирта (для организаций - оптовиков). На оборот этилового спирта выдаются федеральные лицензии. Органом, выдающим федеральные лицензии, предусмотренные Законом N 171-ФЗ, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. При этом право выдавать лицензии на оборот этилового спирта и алкогольной продукции передано им территориальным налоговым управлениям по субъектам Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа. Однако в п.2 ст.18 названного Закона среди перечня видов деятельности, на которые выдаются лицензии, указано лишь хранение этилового спирта. Лицензии на закупку и хранение выдаются только в случае экспорта этилового спирта, а лицензии на поставку выдаются только на поставки произведенного этилового спирта. Среди перечня видов деятельности, на которые выдаются лицензии, отсутствуют закупка, хранение и поставки этилового спирта.
Следовательно, при обращении организации, осуществляющей закупку, хранение и поставки нефармакопейного этилового спирта, в соответствующее территориальное управление МНС России по субъекту федерации за получением лицензии ей может быть выдана лицензия только на хранение этилового спирта. Как правило, большинство крупных аптечных складов имеет названную лицензию. Однако, как указывалось в Письме МНС России от 17 мая 2000 г. N ВБ-6-32/379@ о хранении этилового спирта и алкогольной продукции как видах лицензируемой деятельности, лицензии на хранение дают право на хранение только продукции, не принадлежащей данной организации по договору хранения.
Таким образом, исходя из того, что среди видов деятельности, на которые выдаются лицензии, предусмотренные Законом N 171-ФЗ, не упомянуты закупка, хранение и поставки этилового спирта, можно предположить, что на данный вид деятельности лицензии не предусмотрены, а следовательно, и не требуются. Как не требуются лицензии на закупку этилового спирта и использование его в собственных нуждах.
Согласно ст.2 Закона N 171-ФЗ закупка входит в понятие оборота. Однако, как уже отмечалось выше, крупные аптечные склады предпочитают все-таки получать лицензии на хранение этилового спирта.
Спорность точки зрения на то, что на закупку и поставки этилового спирта не требуется лицензия, следует из п.6 ст.18 названного Закона, согласно которому федеральные лицензии выдаются на оборот этилового спирта. Хотя здесь можно предположить, что законодатель из всех элементов оборота (закупки, хранения, поставки) указал среди видов деятельности, подлежащих лицензированию, только хранение этилового спирта, и этим следует руководствоваться. То есть мы не имеем массового нарушения упомянутого Закона со стороны мелких аптечных учреждений, осуществляющих закупки и поставки нефармакопейного спирта, поскольку лицензии могут выдаваться только на хранение этилового спирта (в случае, если хранимый спирт принадлежит другой организации).
М.Н.Михайлов
Управление МНС России
по Московской области
Подписано в печать
10.01.2003
"Налоговые известия Московского региона", 2003, N 1

...Общество приобрело по решению совета директоров на баланс собственные акции. Полномочия совета директоров прекращены, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров . Может ли единоличный исполнительный орган реализовать акции без решения совета директоров?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также