Муниципальное унитарное предприятие финансируется из местного бюджета путем возмещения убытков, возникающих при реализации услуг населению по тарифам ниже себестоимости. Тарифы утверждены в органах местного самоуправления. Включаются ли бюджетные ассигнования в налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль и НДС?

На основании ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации (п.2 ст.154 НК РФ).
В соответствии со ст.162 НК РФ денежные средства (в том числе и бюджетные ассигнования), получаемые организацией, включаются в налоговую базу по НДС только в том случае, если их получение связано с осуществлением расчетов по оплате товаров (работ, услуг).
Бюджетные средства, полученные организацией на погашение убытков от реализации услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам), в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Если же бюджетные средства выделяются организации не на погашение фактически полученных убытков от применения государственных регулируемых цен, а на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным ценам, сумма указанной дотации включается в налоговую базу по НДС на основании ст.162 НК РФ.
Аналогичной позиции по данному вопросу придерживаются и налоговые органы (см. п.33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447).
Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст.251 НК РФ.
Подпунктом 14 п.1 ст.251 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения средств бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (п.1 ст.161 Бюджетного кодекса РФ).
Организация, которая является муниципальным унитарным предприятием, т.е. коммерческой организацией (ст.113 ГК РФ), не может быть признана бюджетным учреждением и, следовательно, не может воспользоваться освобождением от налогообложения, предусмотренным пп.14 п.1 ст.251 НК РФ.
Таким образом, бюджетные ассигнования на покрытие убытков от реализации услуг по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления, будут включаться в налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов организации.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 20 марта 2002 г. N 04-02-06/3/20.
Т.Крутякова
Подписано в печать
04.01.2003
"Экономико-правовой бюллетень", 2003, N 1

...У образовательного учреждения дополнительного образования имеются средства, целевое использование которых будет осуществлено полностью только в 2003 г. Считается ли сумма, оставшаяся на 1 января 2003 г., доходом учреждения, если фактически оно не расходует целевые средства на внутренние нужды учреждения?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также