Каким документом регламентируется порядок лицензирования в аптеках и на аптечных складах оборота этилового спирта? Кто выдает такие лицензии?

Деятельность аптечных учреждений подлежит строгому лицензированию и регламентации. Фармацевтическая деятельность и деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения подлежат лицензированию согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями от 13.03.2002, 21.03.2002).
Вместе с тем при обороте этилового спирта, не относящегося к лекарственным средствам (так называемого нефармакопейного спирта), аптечные учреждения и аптечные склады могут столкнуться с необходимостью соблюдать положения о лицензировании, установленные Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 07.01.1999 N 18-ФЗ с изменениями по состоянию на 25.07.2002) (далее - Закон).
В соответствии с п.1 ст.18 Закона деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции, осуществляется только юридическими лицами независимо от их форм собственности на основании лицензий, выданных уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и действующих на всей территории Российской Федерации (федеральных лицензий), а также лицензий, выданных органом государственной власти, определенным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, и действующих на территории данного субъекта Российской Федерации или также на территориях других субъектов Российской Федерации, с которыми данный субъект Российской Федерации, выдавший лицензии, имеет соответствующие соглашения.
Пункт 2 ст.18 Закона, дающий исчерпывающий перечень видов деятельности, на которые выдаются лицензии, противоречит п.п.6 и 7 ст.18 этого Закона, в которых указано, что полномочия на выдачу лицензий федеральными органами власти и субъектами Российской Федерации разделяются. Так, согласно п.6 Закона федеральные лицензии выдаются на:
оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции;
производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с производственной мощностью или объемом указанного оборота в пересчете на абсолютный алкоголь более 0,02 млн декалитров в год;
производство и оборот произведенных алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции.
Согласно п.7 Закона субъектами Российской Федерации лицензии выдаются на:
производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, переработку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не соответствующих государственным стандартам и техническим условиям, переработку отходов производства этилового спирта с производственной мощностью и объемом указанного оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 млн декалитров в год;
производство и оборот произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции.
Таким образом, лицензии могут выдаваться как на производство и оборот произведенного этилового спирта (для предприятий - производителей), так и только на оборот этилового спирта (для оптовых организаций). На оборот этилового спирта выдаются федеральные лицензии. Органом, выдающим федеральные лицензии, предусмотренные Законом, является МНС России. Право выдавать лицензии на оборот этилового спирта и алкогольной продукции передано им территориальным налоговым управлениям по субъектам Российской Федерации. В соответствии со ст.2 данного Закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа. Однако в п.2 ст.18 Закона среди перечня видов деятельности, на которые выдаются лицензии, указано лишь хранение этилового спирта. Лицензии на закупку и хранение выдаются только в случае экспорта этилового спирта, а лицензии на поставку выдаются только на поставки произведенного этилового спирта. Среди перечня видов деятельности, на которые выдаются лицензии, отсутствуют закупка, хранение и поставки этилового спирта.
Следовательно, при обращении организации, осуществляющей закупку, хранение и поставки нефармакопейного этилового спирта, в соответствующее территориальное управление МНС России по субъекту Российской Федерации за получением лицензии ей может быть выдана лицензия только на хранение этилового спирта (как правило, большинство крупных аптечных складов имеет такую лицензию). Однако, как указывалось в Письме МНС России от 17.05.2000 N ВБ-6-32/379@, лицензии на хранение дают право на хранение только продукции, не принадлежащей данной организации по договору хранения.
Таким образом, исходя из того, что среди видов деятельности, на которые выдаются лицензии, предусмотренные Законом, не упомянуты закупка, хранение и поставки этилового спирта, можно предположить, что на данный вид деятельности лицензии не предусмотрены. Не требуются лицензии и на закупку этилового спирта и использование его для собственных нужд. Согласно ст.2 Закона закупка входит в понятие оборота. Однако, как уже отмечалось, крупные аптечные склады предпочитают все-таки получать лицензии на хранение этилового спирта. О спорности точки зрения на то, что на закупку и поставки этилового спирта не требуются лицензии, свидетельствует п.6 ст.18 Закона, согласно которому федеральные лицензии выдаются на оборот этилового спирта. Можно предположить, что законодатель из всех элементов оборота (закупки, хранение, поставки) указал среди видов деятельности, подлежащих лицензированию, только хранение этилового спирта и этим следует руководствоваться. Следовательно, мелкие аптечные учреждения, осуществляющие закупки и поставки нефармакопейного спирта, не нарушают упомянутый Закон, поскольку лицензии могут выдаваться только на хранение этилового спирта (если хранимый спирт принадлежит другой организации).
М.Михайлов
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
Подписано в печать
04.01.2003
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 1

Относится ли в целях гл.25 НК РФ к средствам целевого финансирования грант, полученный некоммерческим партнерством от российского представительства Европейского института меди, на проведение семинара по повышению квалификации? Некоммерческое партнерство не имеет лицензии, но данный вид деятельности указан в уставе.  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также