На основании каких документов списываются на затраты производства израсходованные материалы?

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Оправдательные документы, в свою очередь, служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по формам, которые предусмотрены альбомами унифицированных форм.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 разработка и утверждение альбомов унифицированных форм первичной учетной документации возложена на Госкомстат России.
В настоящее время Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а для учета движения материалов утверждены следующие унифицированные формы первичной учетной документации: "Доверенность" (М-2, М-2а), М4 "Приходный ордер" (М-4), "Акт о приемке материалов" (М-7), "Лимитно - заборная карта" (М-8), "Требование - накладная" (М-11), "Накладная на отпуск материалов на сторону" (М-15), "Карточка учета материалов" (М-17), "Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений" (М-35).
Эти типовые формы обязательны к применению юридическими лицами всех форм собственности.
Одновременно с этим следует отметить, что если у организации имеется необходимость применять дополнительные формы учета, не предусмотренные альбомами, то это право ей предоставлено ст.9 Закона N 129-ФЗ.
При этом самостоятельно разрабатываемые формы учета должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Кроме этого, при оформлении движения и подтверждении фактического израсходования материалов следует руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (в ред. Приказа Минфина России от 23.04.2002 N 33н), которые введены в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2002 г.
Пунктом 98 Методических указаний, в частности, установлено, что на фактически израсходованные материалы подразделение - получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины. В необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ.
Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы) производится на основании указанного выше акта.
Конкретный порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливаются организацией.
Таким образом, организации следует разработать необходимые ей дополнительные первичные учетные документы, руководствуясь вышеперечисленными нормативными актами, и закрепить их применение в учетной политике.
Следует обратить внимание на то, что расходы, оформленные самостоятельно разработанными документами, будут приниматься для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст.ст.254 и 264 НК РФ, и в целях ведения налогового учета - в соответствии со ст.ст.313 - 314 НК РФ.
И.Чвыков
Подписано в печать
10.11.2002
"АКДИ "Экономика и жизнь", 2002, N 12

Товарно - материальные ценности, хранившиеся на складе, в результате непредвиденных обстоятельств оказались залитыми водой, подверглись порче и потеряли свои первоначальные качества. Какими подтверждающими документами оформить этот факт хозяйственной ситуации, отразив убытки в составе внереализационных расходов?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также