Каков порядок налогообложения средств сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации?

Целевое финансирование в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, в соответствии с пп.14 п.1 ст.251 НК РФ не является доходом, учитываемым для целей налогообложения прибыли.
Согласно Положению о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1038 (далее - Положение), функции специально уполномоченного органа в области гражданской авиации возложены на Минтранс России, который организует взимание, целевое распределение и контроль за использованием средств сбора за аэронавигационное обслуживание, утверждает тарифные ставки сбора за аэронавигационное обслуживание. Сбор за аэронавигационное обслуживание взимается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, действующим от имени государства, с пользователей воздушного пространства Российской Федерации на основании Воздушного кодекса Российской Федерации, норм международного публичного права и принятых в соответствии с ними актов воздушного законодательства Российской Федерации.
Целевое распределение средств сбора не регулируется хозяйственными договорами с авиакомпаниями - плательщиками сбора и производится специально уполномоченным органом в области гражданской авиации строго в соответствии с направлениями расходования, определенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 424 "О совершенствовании функционирования и развитии системы организации воздушного движения в Российской Федерации". Согласно указанному Постановлению средства сбора за аэронавигационное обслуживание направляются Минтрансом России на оплату услуг предприятий аэронавигационного обслуживания и финансирование развития системы организации воздушного движения в Российской Федерации, в том числе на погашение кредитов. При этом Минтранс России выступает в качестве государственного заказчика на аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов и модернизацию Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации. Таким образом, в правоотношениях по взиманию и целевому распределению сбора за аэронавигационное обслуживание в качестве источника целевого финансирования, определяющего направления использования средств, выступает государство, а не авиакомпании - плательщики сбора.
В соответствии с пп.26 п.1 ст.251 НК РФ не являются доходами, учитываемыми для целей налогообложения, средства и иное имущество, полученные унитарными предприятиями от собственника или уполномоченного им органа.
Согласно Положению Минтранс России выполняет функции государственного заказчика по федеральным целевым программам модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД РФ). В рамках реализации указанных функций специально уполномоченный орган в области гражданской авиации осуществляет передачу предприятиям целевых средств (на модернизацию и развитие производственной базы предприятий ЕС ОрВД РФ по инвестиционным и государственным контрактам) за счет сборов за аэронавигационное обслуживание, а также передачу основных средств, приобретенных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации за счет аэронавигационных сборов по государственным контрактам на модернизацию ЕС ОрВД РФ. Следовательно, не облагаются налогом на прибыль у предприятий ЕС ОрВД РФ переданные им Минтрансом России в рамках реализации функций специально уполномоченного органа в области гражданской авиации целевые денежные средства по контрактам на модернизацию и развитие собственной производственной базы, а также основные средства, приобретенные специально уполномоченным органом в области гражданской авиации по государственным контрактам на модернизацию ЕС ОрВД РФ, включенные в состав объектов федеральной собственности и переданные в хозяйственное ведение предприятий. При этом прибыль от оказания аэронавигационных услуг предприятиями системы ЕС ОрВД РФ подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Средства сбора за аэронавигационное обслуживание, получаемые от международных пользователей воздушного пространства Российской Федерации, поступают в единой конвертируемой валюте (доллар США). Данный порядок расчетов с иностранными пользователями воздушного пространства является обязательным и единственно возможным способом взимания сбора за аэронавигационное обслуживание в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Таким образом, доход в виде положительной курсовой разницы от продажи иностранной валюты, поступившей на транзитный счет агента по взиманию сбора, используемый строго по целевому назначению средств сборов, не подлежит обложению налогом на прибыль.
Е.Лунина
Департамент налоговой политики
Минфина России
Подписано в печать
04.12.2002
"Финансовая газета", 2002, N 49

Как учитываются для целей налогообложения прибыли расходы на проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в государственном оборонном заказе?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также