Организация - резидент РФ получает заем со сроком погашения более 180 дней от организации - нерезидента РФ, являющейся владельцем 100% акций заемщика. Какими нормативно - правовыми актами в российском законодательстве регламентируется привлечение такого займа? Каков порядок налогообложения процентов по займу у заемщика и заимодавца?

При привлечении займа от организации - нерезидента следует руководствоваться следующими документами.
1. Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федеральных законов от 29.12.1998 N 192-ФЗ, от 05.07.1999 N 128-ФЗ, от 31.05.2001 N 72-ФЗ, от 08.08.2001 N 130-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ с изменениями, внесенными Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1999 N 50-О).
2. Указанием Банка России от 10.09.2001 N 1030-У "О порядке проведения валютных операций, связанных с получением и возвратом юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и об отмене и внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России", в соответствии с которым Банк России установил уведомительный порядок проведения валютных операций, связанных с получением юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и исполнением обязательств по возврату указанных кредитов (займов). Зачисление иностранной валюты на банковские счета юридических лиц - резидентов в уполномоченных банках, поступающей от нерезидентов в качестве кредитов (займов) по кредитным договорам (договорам займа), заключенным между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами, осуществляется без ограничений, равно как и списание в пользу нерезидентов иностранной валюты с банковских счетов юридических лиц - резидентов в уполномоченных банках, в том числе с банковских счетов третьих лиц, в счет возврата кредитов (займов), предоставленных нерезидентами в иностранной валюте по кредитным договорам (договорам займа), заключенным между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами.
3. Инструкцией Банка России от 10.09.2001 N 101-И "О порядке учета уполномоченными банками валютных операций резидентов, связанных с получением от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте и предоставлением нерезидентам займов в иностранной валюте", которой установлен порядок учета уполномоченными банками валютных операций, связанных с получением резидентами от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте, предоставлением резидентами нерезидентам займов в иностранной валюте и возвратом указанных кредитов и займов.
Юридическое лицо, являющееся резидентом Российской Федерации, которому (на имя которого) в уполномоченных банках открыты счета в иностранной валюте, через которые проводятся валютные операции на основании кредитного договора (далее - клиент), составляет документ по форме, приведенной в Приложении 1 или 2 к Инструкции ("Сведения о договоре", "Дополнения к сведениям о договоре"), и представляет его, а также иные документы и информацию в указанные уполномоченные банки в порядке, установленном Инструкцией.
Отдельно следует сказать о процентах по договору займа и связанных с этим налоговых последствиях для заемщика (резидента) и заимодавца (нерезидента). С 1 января 2002 г. налоговую базу уменьшают проценты по долговым обязательствам любого вида независимо от способа их оформления. Единственным условием отнесения процентов по полученным займам к расходам является то, что они не должны превышать ставки процентов по аналогичным займам, полученным на сопоставимых условиях, более чем на 20% (ст.269 НК РФ). Данное требование корреспондируется с требованиями ст.40 НК РФ. Под займами, выданными на сопоставимых условиях, подразумеваются долговые обязательства, выданные в той же валюте на такой же срок в сопоставимой сумме под аналогичное обеспечение. Если в том же квартале займов на сопоставимых условиях не было, а также если организация решит не сравнивать проценты по проведенной сделке с процентами по займам, выданным на сопоставимых условиях, то проценты по займам, выданным в иностранной валюте, включаются в состав расходов в размере 15%.
Таким образом, если процентная ставка по заемным средствам в иностранной валюте меньше 15%, то для целей налогообложения следует применять фактические ставки по соответствующим договорам. Если ставка по договору выше и организация - заемщик считает, что эта ставка существенно (более чем на 20%) не отличается от средней ставки по аналогичным займам, то необходимо быть готовым к подкреплению своей позиции доказательствами перед налоговыми органами. В качестве доказательств можно порекомендовать справку из банка или копию чужого кредитного договора на аналогичных условиях. Если же организация - заемщик не уверена, что сможет подтвердить свою позицию, то следует применить ставку 15%. Данные расходы относятся к внереализационным (пп.2 п.1 ст.265 НК РФ) и к расходам текущего отчетного периода.
Общие правила налогообложения доходов нерезидента при выплате процентов по займу изложены в пп.3 п.1 ст.309, абз.4 п.1 ст.310, пп.1 п.2 ст.284, ст.289 НК РФ. Ставка налога на прибыль иностранной организации устанавливается в размере 20% и удерживается у источника выплаты.
Следует также учитывать, что между Российской Федерацией и страной регистрации заимодавца может быть заключено соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. В таком случае следует руководствоваться ст.312 НК РФ.
О.Кузнецов
Налоговый консультант
ООО "Пачоли" Аудиторская компания"
Подписано в печать
27.11.2002
"Финансовая газета", 2002, N 48

Является ли организация, арендующая нежилое помещение на первом этаже жилого многоэтажного дома, плательщиком земельного налога?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также